Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Знаменитые художники
2010-06-29 10:50:23

Босх Иероним

Иероним Босх

Иероним Босх


Направления классицизма. Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.



  Босх принадлежал к роду потомственных художников; один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски); сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 подписаны и ни одно не датировано художником. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж); в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества, погрязшего во всяческой скверне. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой, и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу — большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, — наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир — воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Живописные работы одновременно удивительно изысканны, а самое главное — сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Иероним в покаянии», Музей изобразительных искусств, Гент; и другие), где пейзаж, та же стихия на наших глазах «умиряется» от переднего плана к далям, словно демонстрируя плоды напряженной нравственной борьбы. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа — в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой; земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) — углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма; во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 в., он в то же время оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 09-06-2010Шедевр живописи «Запорожцы»: история создания
    Илья Репин писал картины очень вдумчиво. Истории неизвестно ни одной работы, которая вышла из-под его руки стремительно. Его полотна создавались исключительно путём кропотливого труда. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» была написана за 10 лет творчества. Но вряд ли художник догадывался о том, какую популярность обретёт его произведение.
  • 07-14-2010Известные художники (женщины)
    Как-то получилось, что в основном знамениты такие имена как Дали, Рафаэль или Шагал. А вот художницы остаются в тени. Это явно незаслуженно! Женская половина человечества тоже сделала весомый вклад в изобразительное искусство.

10.09.2013-18.08.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-18.08.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-18.08.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...