Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Фотографы мира
Главная >> Галереи >> Фотографы мира >> Стэрджес Джок
2010-07-07 17:23:03

Стэрджес Джок

Джок Стэрджес

Джок Стэрджес


Мастера фотографии. Родился в 1947 году в Нью-Йорке. Молодой человек был не слишком прилежным учеником в школе, поэтому после ее окончания не стал поступать в высшее учебное заведение, а подобно разгильдяям во всем мире пошел служить в армию. Он провел четыре года на американской военной базе в Японии, где ему весьма пригодилось юношеское увлечение фотографией: некоторое время он работал в военной фотолаборатории, позднее стал главным фотографом базы.



  В 1970 году Джок демобилизовался. Первым делом он осуществил мечту последних четырех лет – отпустил длинные волосы, потом поехал в штат Вермонт и поступил в колледж Марлборо. В течение нескольких лет молодой человек изучал педагогическую психологию. Не оставлял он и занятия фотографией, даже его дипломная работа была написана на стыке психологии восприятия и фотографии. После окончания колледжа Стэрджес некоторое время преподавал уроки фотографии в различных учебных заведениях, подрабатывал съемкой портретов, моды и рекламы. В течение года он работал под руководством фотографа и известного специалиста по фотопечати Ричарда Бенсона. За это время ему приходилось печатать с негативов Эжена Атже, Пола Стрэнда, Уолкера Эванса, Гарри Виногранда, многих других знаменитых и не очень фотографов, у которых было чему поучиться. В своей автобиографии он писал, что два года в летние месяцы участвовал в программе «Эксперимент по выживанию в чужих странах», в том числе и в Советском Союзе, но в российских источниках мне не удалось найти никаких упоминаний о подобных мероприятиях.
   В 1978 году Джок Стэрджес переезжает в Калифорнию – «страну богачей», как он ее называл. Он продолжает работать в жанре портретной и рекламной фотографии, преподает и продолжает учиться сам. В 1985 году он получил ученую степень Магистра искусств в Сан-францисском художественном институте, но это не принесло ему особых дивидендов: «Задним числом мне кажется, что это самая бесполезная вещь, которую я когда-либо сделал, при этом она обошлась мне в восемь тысяч долларов», – сокрушался фотограф двадцать лет спустя.
  Всю вышеописанную деятельность он старался осуществить в холодное время года, чтобы оставить летние месяцы свободными и иметь возможность сосредоточиться на своей любимой работе. Лето он проводит на нудистских пляжах Калифорнии, атлантического побережья Франции или западного побережья Ирландии. Там он фотографировал – вполне естественно – обнаженную натуру, практически без исключения женскую, что в наше смутное в плане сексуальной ориентации время уже не столь однозначно. Но вот что в 1970-1980 годах встречалось довольно редко: основными героинями фотографий Джока Стэрджеса были девочки в период полового созревания, иногда как раз перед этим периодом или сразу после него.
    Джок Стэрджес спокойно жил и работал в свое удовольствие в течение десяти с лишним лет. Он участвовал в выставках, публиковал свои работы в различных журналах, готовил к изданию фотоальбом. Его путь к успеху был постепенным, может быть даже медленным и по всей вероятности сам фотограф полагал, что интерес к его творчеству мог бы быть и побольше. Он и в самом деле заслужил это, его фотографии очень красивы и – удивительное дело – несмотря на то, что на них изображены «обнаженные дети», не оставляют ощущения порочности.
   Все изменилось в одночасье 25 апреля 1990 года когда полицейские Сан-Франциско сопровождаемые агентами ФБР ворвались в его студию. Слуги закона конфисковали компьютер, фотоаппараты, негативы и фотографии – иными словами всё, что было связано с фотографической деятельностью Джока Стэрджеса. Художественная общественность Соединенных Штатов и Европы встала на защиту фотографа и, во многом благодаря этой поддержке, Совет по соблюдению законности вынес решение о незаконности действий ФБР и полиции, а Сан-францисский суд не стал предъявлять Стэрджесу каких-либо обвинений.
   Для фотографа последствия этого инцидента оказались самыми благоприятными – о нем стали писать все периодические издания, особенно посвященные искусству (фотографии в частности), многие деятели культуры так или иначе выразили свое отношение к происходящему. Через несколько дней после обыска в студии, имя Джока Стэрджеса было известно даже тем, кто никогда не держал фотоаппарата в руках. Его популярность резко пошла в гору – начиная с 1990 года он выпустил около 10 фотоальбомов, список персональных и групповых выставок фотографа занимает несколько страниц текста, ведущие мировые музеи, не говоря уже о частных коллекционерах, охотно приобретают его работы.
   Сам же фотограф вовсе не считал себя таким уж счастливчиком: «Может быть, их стали приобретать из-за скандальной известности? Или эта известность была только толчком и людям просто стали нравиться мои работы после того как они их увидели? Я не знаю и, наверное, никогда не узнаю», – сокрушался Стэрджес в интервью 1998 года, – «Очень трудно добиться известности занимаясь исключительно художественной фотографией. Теперь я достиг этого, но меня навсегда лишили возможности узнать, популярны ли мои произведения исключительно благодаря своим художественным достоинствам или это результат возникающих вокруг них скандалов. Я чувствую, как будто меня обворовали, и я никогда не смогу вернуть украденное. Некоторые критики обвинили меня в том, что я пытаюсь извлечь выгоду из сложившейся ситуации, но забыли упомянуть, что ситуация сложилось вовсе не по моей вине».
   Сильный довод в пользу фотографа заключается в том, что он работал с девочками и девушками из нудистских общин в их обычной среде обитания, в привычных для них условиях. Они не раздевались, чтобы позировать – они были обнажёнными до его прихода и даже не думали одеваться после того как он сделал последний кадр. Для них нагота вполне естественна и им в голову не могло прийти, что какие-то незнакомые взрослые люди смогут найти в этом извращение.
   Может показаться странным, но и для самого фотографа это оказалось неожиданностью. Не только он, но и многие другие представители американской художественной элиты даже не подозревают о консервативности американского же общества, во всяком случае, средний русскоязычный фотолюбитель осведомлен в этой области гораздо лучше. Даже через десять лет после описываемых событий Стэрджес не может понять, что в его фотографиях вызвало нарекания блюстителей нравственности: «Я слишком долго был углублён в свою работу и забыл, что Homo Sapiens не всегда таков, как он предстаёт на моих фотографиях – и это очень наивно с моей стороны», – сокрушается мастер. И тут же оговаривается: «Но я не хочу расставаться с таким качеством как наивность даже сейчас».
   Стэрджес не просто приходит на пляж, чтобы сделать несколько фотографий, он живет жизнью этих людей, постоянно общается с ними, помогает им решать какие-то вопросы. Он уверен, что только в случае добрых доверительных отношений, только если модель интересна ему не как «прекрасная незнакомка», а как личность, а он в свою очередь интересен модели – только при соблюдении всех этих условий у него есть шанс получить удачный снимок. Многих своих моделей он фотографирует в течение долгого времени, прослеживая все изменения которые они претерпевают. «Мне больше всего нравятся фотографии из серий, к которым я приступил довольно давно, иногда во время беременности матерей моих будущей моделей, затем рождение детей, сами дети в различные периоды их жизни», – рассказывал он, – «У меня есть серии фотографий, отражающие 25-летние периоды жизни». Это очень похоже на семейные серии Салли Мэнн и Эммета Гоуина с тем исключением, что и Мэнн и Гоуин в основном фотографировали членов своих собственных семей.
   Как правило, фотографы требует от своих моделей подписать какие-либо бумаги позволяющие им впоследствии беспрепятственно использовать фотографии. Джок Стэрджес никогда не делает этого из принципиальных соображений. «Кто знает, как они могут измениться в будущем? ... Кто-нибудь из них может выйти замуж за священника Методистской церкви из Миннесоты и жить очень консервативной жизнью», – поясняет он свою позицию, – «Не исключено, что в какой-то момент они могут решить, что эти фотографии ставят их в неудобное положение. Для меня ничего в этом смысле не меняется, но решать должен не я». Поэтому, каждый раз, когда он собирается использовать ту или иную фотографию, он разыскивает модель и просит на это ее разрешение. Если модель по каким-либо причинам просит не публиковать снимок, Стэрджес немедленно убирает его. Все это конечно создает определенные неудобства, но для фотографа это принципиальная позиция.
   Во второй половине 1990-х годов Джоку Стэрджесу пришлось пережить еще одну атаку, на это раз некоторых христианских организаций Америки специализирующихся на борьбе с абортами и порнографией. Активисты этих организаций осаждали книжные магазины по всей стране, с целью изъятия и уничтожения фотоальбомов Джока Стэрджеса, английского фотографа Дэвида Гамильтона и ряда других. На фотографов и издателей несколько раз подавали в суд, но каждый раз они выигрывали процесс – правда, иногда не с первого раза. Так, в конце 1990-х годов в штате Алабама работы Стэрджеса и Гамильтона были запрещены как «фотографии лиц моложе 17 лет, совершающих неприличные действия». «Довольно странная формулировка», – усмехается Стэрджес, – «Люди изображенные на моих работах, фактически не совершают вообще никаких действий. Они – нудисты и когда тепло они просто не носят одежды».
   В XXI веке страсти вокруг фотографа как-то сами собой утихли, он продолжает спокойно работать, как в 1980-х годах – с поправкой на возраст и популярность. Несмотря на свои 60 с лишним лет он не собирается уходить на заслуженный отдых: устраивает выставки, издает книги и конечно фотографирует. Красота во всех ее проявлениях, особенно красота женского тела, по-прежнему волнует его: «Именно чувство прекрасного, умение увидеть и оценить красоту во всем ее многообразии и выделяет человека из всего остального мира», – уверяет он.
   В одном из интервью фотограф признался, что после нападок и обысков в его доме ему пришлось представить себя человеком, которого интересует исключительно искусство, хотя это и не совсем так: «Я не считаю себя виноватым, но меня всегда привлекали и очаровывали физические, сексуальные и психологические изменения и в этой привлекательности есть эротический аспект. Было бы нечестно отрицать это». Этот эротизм виден в его фотографиях, а некоторые критики пошли еще дальше и разглядели в них «завуалированную детскую порнографию». Как говориться, каждому свое.
   Не давая никаких моральных оценок, позволю себе предположить, что потребитель «детской порнографии» вряд ли станет рыскать по книжным магазинам в поисках очередного фотоальбома Джока Стэрджеса. Слава богу, в наши времена этого добра хоть отбавляй – самого разного качества и на любой кошелек. Всемирная паутина просто кишит порно-сайтами и на многих из них есть фото- и видеоматериалы, главные герои которых никак не старше моделей Стэрджеса, не говоря об их, так скажем, раскрепощенности – никому и в голову не придет назвать эти материалы «эротикой».
  С другой стороны детская порнография, о которой шла речь в предыдущем абзаце находиться как бы «вне закона», во всяком случае, сегодня двери художественных музеев перед ней закрыты. А вот фотографии Джока Стэрджеса, Салли Мэнн, Дэвида Гамильтона преодолели этот барьер. И есть далеко ненулевая вероятность, что за этими талантливыми фотографами в открытые двери прорвутся другие – далеко не такие талантливые, возмещающие недостаток способностей еще большей скандальностью. Поживем-увидим, хотя что-то мне подсказывает, что ждать осталось не долго. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 09-16-2010Фотохудожники представляют арт-проект «Параллели»
    В национальной библиотеке Беларуси открыта фотовыставка. Она проходит в рамках сотрудничества с Францией. Некоторые снимки были выложены в качестве анонса.
  • 08-18-2010Желаю купить картину
    Для чего художники пишут картины? Ведь не только для собственного удовольствия. Картины маслом призваны украшать ваш дом. Кроме того, они добавляют такой необходимый нюанс как уют. Это также может сделать талантливо выполненная графика. О том как правильно подобрать и разместить картины или художественное фото, читайте далее.

10.09.2013-14.08.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-15.08.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-15.08.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...