Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Фотографы мира
Главная >> Галереи >> Фотографы мира >> Мэпплторп Роберт
2010-07-08 11:15:11

Мэпплторп Роберт

Роберт Мэпплторп

Роберт Мэпплторп


Мастера фотографии. Родился 4 ноября 1946 года в районе Квинс в пригороде Нью-Йорка. Он рос в семье ревностных католиков, которые обеспечили своим шестерым детям спокойное и радостное детство. Видимо уже в то время Роберт был бунтарем.



  Все детство Роберт Мэпплторп мечтал стать музыкантом, но, уехав из Квинса, внезапно меняет решение и в 1963 году поступает на факультет изящных искусств в институте Пратта – одном из лучших художественных учебных заведений в Америке. Там его увлекают графика, живопись, архитектура, позже увлекся коллажами, составляя картинки из вырезанных из книг и порнографических журналов фотографий и раскрашивая их краской из баллончика.
   Взять в руки камеру Мэпплторпа побудила та же причина, что и Александра Родченко – ему перестало хватать материалов для коллажей. Он начал фотографировать в начале 1970-х годов с камерой Polaroid, которая к тому времени вошла в моду, хотя все еще была представителем передовой технологии. Это был идеальный инструмент для адаптации и исследования возможностей фотографии, позволяющий – как в наше время цифровые технологии – свободно экспериментировать и учиться на собственных ошибках. Первые фотографии Мэпплторпа были автопортретами, несколько позже он стал фотографировать свою близкую подругу художницу, поэтессу и певицу Патти Смит, позднее появились другие модели.
   В начале 1970-х годов Мэпплторп подружился с Джоном МакКендри, куратором отдела эстампов, графики и фотографии музея Метрополитен. В 1976 году МакКендри организовал в Метрополитене первую выставку Роберта Мэпплторпа, которая принесла молодому фотографу известность. В следующем году ему предложили организовать сразу две выставки – в галереях «Holly Solomon» и «The Kitchen» в Нью-Йорке. Возрастающая с каждым годом известность заставила Мэпплторпа относиться к фотографии более серьезно, искать новые темы и решения. Незадолго до первой выставки он приобрел крупноформатную камеру (4*5 дюйма), позднее камеру Hasselblad, ставшую на долгие годы его любимым инструментом. Как и в случае с Поляроидом первыми его моделями были он сам и Патти Смит, потом он постоянно расширял круг своих моделей за счет друзей и знакомых, в том числе представителей художественной богемы, звезд порноиндустрии, а также членов гомосексуального андеграунда и завсегдатаев тайных садомазохистских кружков. «Я хотел, чтобы люди увидели, что даже такие экстремальные вещи могут быть превращены в искусство», – говорил фотограф, – «И я думаю, в лучших из этих фотографий это получилось, опять же, благодаря композиции. Я думаю, что это достижение, и это проблема, которую я хотел бы решить. Я пытался кое-что сказать о сексуальности. Я был в восторге от людей, которые экспериментировали над собой». В этот же период Мэпплторп сделал несколько фотографий детей выставляющих напоказ свои гениталии, которые многие считали – и продолжают считать – детской порнографией.
     Роберт Мэпплторп пришел в фотографию не зная истории фотографии, не познакомившись с работами своих предшественников. «Я выработал свой стиль, не будучи знаком с творчеством Стейхена или Стиглица. У меня было свое видение и ничего больше. Это не значит, что мои знания о фотографии, приобретенные за прошедшие годы, мне не пригодились. Однако я считаю, что для меня оказалось огромным плюсом то, что я пришел в фотографию, почти ничего о ней не зная. Часто современные фотографы работают не сами по себе, а копируют кого-то другого ...». К истории фотографии Мэпплторп все же обратился, только произошло это в конце 1970-х годов, когда он открыл для себя фотографии Надара и Джулии Маргарет Камерон. Громадное впечатление на него оказал Фредерик Холанд Дэй, особенно его автопортреты в образе распятого Христа – до сих пор один из лучших примеров использования фотографом самого себя в качестве модели. Кроме того, Дэй уделял большое внимание печати и оформлению фотографий, сам разрабатывал дизайн рам, иными словами также как и Мэпплторп много лет спустя, он старался превратить каждую фотографию в уникальный художественный объект. Кроме этого, Мэпплторпу были интересны Джордж Платт Лайнс и Имоджен Каннингем с их пристрастием к изображению мужской обнаженной натуры; от Каннингем и Эдварда Уэстона он перенял их немного эротическую манеру съемки цветов.
   В последнее время широкое распространение получила точка зрения на Мэпплторпа как на последователя знаменитых и талантливейших художников прошлого: древнегреческих скульпторов, марьянистов, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Родена и так далее и тому подобное. «Если учесть, что гомосексуальность Микеланджело, как и Леонардо, сегодня считается доказанной», – пишет один из исследователей его творчества, – «использование образа "Раба" в фотографии Мэпплторпа может намекать на латентную власть гомосексуальности». Вот так далеко не самый лучший натюрморт превращается в заявление художника-гомосексуалиста с общечеловеческим значением! Правда сам художник, скорее всего, об этом не догадывался.
  Подобные сопоставления представляются весьма надуманными, гораздо более основательны параллели с фотографами XIX-XX веков о которых писалось выше. Еще более интересно было бы изучить влияние на Мэпплторпа современных художников таких как Марсель Дюшан, Дэвид Хокни, Ман Рэй, Эдвард Руша, Энди Уорхол, работавших во многих областях, с успехом занимавшихся живописью, графикой, скульптурой, фотографией и даже кинематографом. Их влияние на Мэпплторпа просто бросается в глаза. Так, например, Марсель Дюшан в образе Ррозы Селяви одним из первых вводит в художественный обиход концепцию «Я как художественный объект», которая далеко выходит за рамки автопортретов Холанда Дэя. Это же делает Мэпплторп в своих знаменитых автопортретах в женской одежде и гриме, а еще более в автопортретах 1978 (с хлыстом в анальном отверстии) и 1982 (с автоматом и звездой) годов; в этих случаях Мэпплторп использует свое тело как произведение искусства, фотография служит только как средство документирования.
   С Энди Уорхолом – возможно самой значительной фигурой в истории массовой культуры XX века, Мэпплторп мечтал познакомиться после того, как посмотрел фильм Уорхола «Девушки из Челси» («Chelsea Girls») в 1976 году. Историческая встреча произошла через несколько лет, когда Роберт переехал в Манхэттен и стал работать в журнале «Interview». Отношения между ними были довольно сложные: «Я никогда не был с ним особенно близок, но неизменно возвращался к нему», – отмечал фотограф. Влияние Уорхола на становление Мэпплторпа как художника было огромно и заслуживает отдельного исследования. «Работы Энди Уорхола действуют на меня на подсознательном уровне. Постоянно», – признавался Мэпплторп.
   В 1970-е годы Роберт Мэпплторп не думал о себе как о «фотографе», и не стремился им стать: «Я никогда не любил фотографию саму по себе. Мне нравится объект. Я люблю фотографии, которые можно подержать в руках», - говорил он. В этой фразе понятие «объект» – это не в коем случае не объект съемки (subject); это сама фотография как материальный и художественный объект (object). Для того чтобы подчеркнуть ее материальность Мэпплторп прибегает к различным приемам. Он очень внимательно относился к паспарту, отдельно для каждого снимка подбирая его цвет и размер, иногда располагая на одном паспарту группу из 2-4 фотографий – в этом случае он выверял положение каждой фотографии относительно друг друга. Также скрупулезно он подходил к выбору рамы, зачастую используя сложные деревянные конструкции; как и в случае с паспарту, он подбирал размер, структуру и цвет рамы для каждой конкретной фотографии. Очень интересны эксперименты Мэпплторпа с пустым пространством: так, например, он исполнил портрет художника Брайса Мардена в виде триптиха с одним пустым покрытым стеклом разделом, в котором отражалась задняя стена галереи. Эта концепция не только отсылает зрителя к собственным монохромным картинам Мардена, но и как бы приглашает глаз прочитать глубину закартинного пространства. Иногда Мэпплторп включил в композицию зеркало и каждый зритель вносил в картину самого себя. Только представьте себя на выставке 1979 года: вы рассматриваете фотографию и видите себя в окружении лилий. Если это покажется вам чересчур тривиальным – можете вернуться в 1977 год и взглянуть на себя между двух пенисов.
   Кстати о пенисе: в наше время редко какая фотографическая выставка обходится без этого атрибута, фотография сего органа сегодня воспринимается вполне нормально. Но в 1970-х годах это было не так, и именно творчество Роберта Мэпплторпа изменило ситуацию. Он первый показал американской и мировой общественности, что фотография пениса крупным планом может быть произведением искусства, достойным художественного музея. «Мое отношение к фотографированию цветка не особенного отличается от того, как я фотографирую член», – говорил он, – «По сути – это одно и то же – освещение и композиция. Разница не велика». Или, в другой раз: «Мужской член и, например, цветок – равноизящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно...»
   Однако было бы преувеличением сказать, что это «достижение» обусловлено исключительно художественными талантами Мэпплторпа. Ему повезло – или, может быть, не повезло – родиться в нужном месте в нужное время: время сексуальной революции и наркотического беспредела, борьбы за свои права различных меньшинств – расовых, политических, конечно сексуальных, время политической корректности, терпимости, рок-н-ролла и пепси-колы. Очень интересное время, когда еще не было вседозволенности, когда за свободу – в том числе за свободу снимать и выставлять в музеях половые органы – нужно было бороться.
   В 1980-х годах стиль Мэпплторпа изменился, его фотографии стали более изысканными и утонченными. Он начинает уделять больше внимания композиции, классической формальной красоте, сосредоточился на женской и мужской обнаженной натуре и натюрмортах с цветами. Он делает формальные портреты все время расширяющегося круга знаменитостей, включающего не только художников, но и деятелей кинематографа, мира моды и рекламы, а иногда и политиков. Фотографии гомосексуального и садомазохистского андеграунда в основном остались в прошлом десятилетии, хотя он и продолжает их выставлять. Фотограф много экспериментирует с различными типами фотокамер и техниками печати. Его фотографии пользовались большим успехом: за тринадцать лет с 1976 по 1989 год Мэпплторп принял участие в более чем двухстах выставках по всему миру, большая часть из которых были персональными.
   В 1986 году у Мэпплторпа диагностировали СПИД, но, несмотря на страшный диагноз, он продолжал много работать. В мае 1988 года он основал «Фонд Роберта Мэпплторпа» («Robert Mapplethorpe Foundation») основной задачей которого является сохранение и популяризация его наследия и финансирование медицинских исследований по борьбе со СПИДом и инфекциями, связанными с ВИЧ. Он умер утром 9 марта 1989 в Бостоне в возрасте 42 лет.
  Вскоре после того, как Мэпплторп узнал о своей болезни, он сказал: «Я надеюсь прожить достаточно долго, чтобы увидеть себя знаменитым». И в какой то степени это ему удалось, хотя основная слава пришла к фотографу только после смерти. Эту славу трудно назвать «доброй» – зачастую его выставки сопровождались скандалами. Так, в 1990 году в городе Цинциннати (штат Огайо) во время проведения выставки «Момент истины» («The Perfect Moment») был арестован директор Центра современного искусства Деннис Барри. И хотя впоследствии он был оправдан, но сомнительная слава первого директора художественного музея представшего перед судом за проведение фотовыставки осталась за ним навсегда. Еще один крупный скандал ожидал покойного фотографа в Стране восходящего солнца. В 1999 году японские таможенники не допускали ввоз в страну альбомов Мэпплторпа даже для личного пользования, а в 2003-м начался многолетний судебный процесс, окончившийся победой Мэпплторпа: в феврале 2008 года Верховный суд Японии признал, что его фотографии «не являются порнографией и нарушением общественной морали». 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 08-19-2010Самые дорогие фото
    Мы привыкли к тому, что именно картины чаще всего продаются очень дорого. Однако, фотоискусство тоже в цене. Аукционы «Christie`s» и «Sotheby`s» охотно принимают большие фотографии. При этом стили фотографий могут быть самыми разными.
  • 09-16-2010Фотохудожники представляют арт-проект «Параллели»
    В национальной библиотеке Беларуси открыта фотовыставка. Она проходит в рамках сотрудничества с Францией. Некоторые снимки были выложены в качестве анонса.
  • 08-18-2010Желаю купить картину
    Для чего художники пишут картины? Ведь не только для собственного удовольствия. Картины маслом призваны украшать ваш дом. Кроме того, они добавляют такой необходимый нюанс как уют. Это также может сделать талантливо выполненная графика. О том как правильно подобрать и разместить картины или художественное фото, читайте далее.

10.09.2013-21.10.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-21.10.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-21.10.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...