Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Музеи искусств
Главная >> Галереи >> Музеи искусств >> Государственная картинная галерея Армении
2010-07-15 14:54:58

Государственная картинная галерея Армении

Государственная картинная галерея Армении. Здание

Государственная картинная галерея Армении. Здание


Её по праву можно назвать одним из лучших художественных собраний бывшего СССР. Ее коллекция насчитывает более 19 тысяч экспонатов: живопись армянских и русских художников, полотна европейских мастеров, графика и скульптура, прикладное искусство и культура Западной Европы и Востока.



  Временем рождения этого музея стали первые годы после Октябрьской революции. В 1921 г. решением правительства Советской Армении был образован Государственный Ереванский музей Армении, состоявший из четырех отделов: художественного, историко-археологического, этнографического и отдела истории революционного движения. Материальная культура народа, как известно, отражает пути и рубежи его духовного развития, мировоззрение и нравственные идеалы; памятники архитектуры, живопись, ковры и керамика, миниатюры древних фолиантов открывают зрителю прошлое, воссоздавая образы времен и людей.
  В основу экспозиции художественного отдела легли полотна, приобретенные по указанию правительства на выставке армянских художников 1921 г. в Ереване. Вскоре в музей было также передано небольшое собрание картин как армянских, так и русских художников из бывшего московского Лазаревского института, переименованного в Дом культуры Советской Армении. На протяжении следующих нескольких десятилетий источниками пополнения коллекции музея стали Государственный музейный фонд, Русский музей, Третьяковская галерея, Эрмитаж.
   Со дня основания музея прошло 15 лет, когда художественный отдел Государственного музея Армении обрел самостоятельностью. Спустя еще 11 лет вновь образованный Музей изобразительных искусств Армении был переименован в Государственную картинную галерею Армении; под этим названием он известен и сейчас.
  В разное время фонды галереи обогащались за счет ценных даров, поступавших от коллекционеров и художников, живших за пределами Армении: Замбахчяна, Аракеляна, Гарзу и т.д. Так, румынский коллекционер Г. Замбахчян передал в дар галерее часть своего собрания живописи; в числе переданных полотен были, в частности, пейзажи художников барбизонской школы Теодора Руссо и Диаса де Ла Пенья и полотна предшественников импрессионизма А.Монтичелли и Э.Буденна. Тогда же собрание галереи пополнили произведения крупнейшего скульптора армянского народа XX в. Акопа Гюрджяна и офорты графика Эдгара Шаина, жизнь которых прошла в Париже. Творческая деятельность династии Овнатанянов, насчитывающей 5 поколений художников, началась еще во второй половине XVII в. и продлилась более двух столетий. Художники этой семьи прославились работами в жанрах монументальной и станковой живописи. Основоположником династии был поэт и художник Нагаш Овнатан, чьей руке принадлежат фрески соборов Тифлиса, Эривани и Эчмиадзина. Его кисть создала росписи на сюжет сцены крещения Григорием Просветителем царской семьи — царя Трдата, царицы Ашхен и сестры царя Хосро-ваДухт. К сожалению, от этой фрески уцелели только несколько фрагментов. Традиции Нагаша Овнатана продолжили его сыновья — Акоп и Арутюна, внук Овнатан Овнатанян; представитель четвертого поколения семьи, Мкртум Овнатанян, имел в Тифлисе уже собственную мастерскую, воспитал нескольких учеников. А его сын, Акоп Мкртумович Овнатанян, стал родоначальником армянского портрета периода нового времени.
   Искусство династии Овнатанянов достигло наивысшего расцвета в творчестве Акопа Овнатаняна. Галерея человеческих образов, созданная талантливым портретистом, отличается не только многообразием, но и глубиной понимания психологии и характера людей разных сословий. Одна из лучших работ мастера — «Портрет Наталии Теумян», написанный в 1840-х гг. По традиции классицизма модель показана в три четверти оборота к зрителю, однако ее лицо с внимательным и серьезным взглядом карих глаз написано очень живо, с тонкой проработкой черт.
   Картинной галерее Армении принадлежит второе после Феодосии собрание произведений прославленного мариниста И.К. Айвазовского, вся жизнь которого была тесно связана не только с русской, но и с армянской культурой. Родился художник в армянской семье в Феодосии, учился в петербургской Академии художеств, жил и творил — в Крыму. В картине «Буря у берегов Ниццы», экспонированной в галерее, Айвазовский с гениальной выразительностью передал могучую и суровую красоту стихии: сумрачное пепельное небо, свинцовую тяжесть волн, увенчанных белыми пенными гребнями. Природа Армении также нашла отражение в искусстве Айвазовского.
   В дореволюционные годы жизнь и творчество большинства талантливых художников Армении были прочно связаны с Москвой, Петербургом и Тифлисом, ограничены необходимостью путешествовать во Францию, Германию и страны Востока. Такая необходимость обуславливалась не только условиями исторического развития страны, но прежде всего — возможностью получить художественное образование, познакомиться с памятниками мирового искусства. Таким образом, до Октябрьской революции подавляющее большинство армянской интеллигенции пребывало в Тифлисе. Здесь в 1916 г. был основан «Союз художников-армян». В первые годы Советской власти немалая часть людей творчества перебралась в Ереван.
   Школой в истории развития армянского изобразительного искусства стало творчество крупнейшего живописца Армении XX в. Мартироса Сарьяна. В экспозиции Картинной галереи Армении его наследие представлено достаточно полно — от ранних портретов и натюрмортов 1910-х гт. до наиболее значительных произведений предвоенных десятилетий. Пейзажи Сарьяна, такие, как, например, «Полуденная тишина», исполнены в технике цветового контраста; яркие и радостные, они как будто вобрали в себя жар южного солнца и дыхание земли. В других работах художника — «Араратская долина», «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна» — цветовая гамма построена на мягких переходах «земных»~тонов — желтых, зеленых, коричневатых. В портретах Сарьяна, столь разных по характеру исполнения и духовной наполненности, как портреты поэта А. Цатуряна и академика И. Орбели, ясно показан внутренний мир людей, одаренных талантом творчества. Мастером живописи и графики был Акоп Коджоян. Армения, ее природа и люди, ее поэзия и миниатюра, прошлое народа и его настоящее чередой ясных, запоминающихся образов предстают в полотнах и рисунках художника. Картины Коджояна начала 1920-х гг. «Улица в Тавризе» и «Столовая в Тавризе» открывают мир Востока XX в., быт, нравы и особый колорит жизни восточного города, практически не изменившиеся с течением времени. Графические листы художника «Давид Са-сунский», «Армянский герольд», иллюстрации к сказке «Аза-ран блбул» — «Жар-птица» — стали началом армянской иллюстративной графики.
   Картины армянских художников 1960 — 1970-х гг. показывают различные концепции и направления в живописи, различное видение окружающего мира. Так, в картине М. Аветисяна «Маслобойка» плавные силуэты женских фигур и взаимодействие цветовых плоскостей составляют основу своеобразного пространственного решения полотна. В картине Г. Ханджяна «В горах» — характерном произведении второй половины советского периода — армянская девушка, держащая в руках хлеб, становится «олицетворением народа, взрастившего на каменистой земле виноградную лозу и пшеничный колос». Образ родной земли живет и в полотнах А. Акопяна, и в красочных натюрмортах Л. Бажбеук-Меликян, в произведениях скульптуры, графики и прикладного искусства. Отдельную часть коллекции составляют произведения зарубежных армянских художников.
   Однако отдел армянского искусства в собрании Картинной галереи включает не только произведения художников XVII — XX вв. Важным вкладом в научную деятельность галереи стала работа исследователя средневековой армянской культуры Л.А. Дурново по изучению и копированию средневековых армянских фресок и миниатюр. Эти исследования обогатили экспозицию галереи собранием рельефов и копий средневековых миниатюр и фресок. В Картинной галерее Армении находится, кроме того, собрание произведений русских художников-классиков.
   «Портрет сенатора П.С. Рунича» кисти В.Л. Боровикове* кого относится к позднему периоду творчества художника. Лицо Рунича с широким открытым лбом и живым выразительным взглядом выдает человека твердого склада и сильного характера. В красочной гамме портрета основные акценты принадлежат зеленому тону парадного мундира, красной орденской перевязи и серебряному отблеску ордена Св. Анны. Кисти Карла Брюллова принадлежит «Портрет М.А. Бек», датированный 1840 г., привлекательный красотой цветового решения. Малиновый фон портрета в сочетании с темно-синим бархатом платья и холодным серебром горностаевой пелерины подчеркивает богатство цветового звучания. Характер изображенной дамы практически не раскрыт, и это дает основание предполагать, что это был один из именных заказов, традиция исполнения которых не позволяла показывать интерес к личности заказчика. В совершенно иной манере написаны такие полотна, как «Портрет И.А. Крылова» или «Портрет археолога М.А. Ланчи».
   Пейзажная живопись русских художников первой половины XIX в. представлена в галерее полотнами «Водопад. Сицилия» Ф.М. Матвеева, «Итальянский пейзаж» М.И. Лебедева и картинами Сильвестра Щедрина «Вид на замок св. Ангела в Риме» и «Веранда в Сорренто». Пейзажи Щедрина построены в голубовато-серой гамме, богатой переходами и полутонами. В пепельной дымке смутно вырисовываются силуэты соборов и замков, мерцают темные воды Тибра.
   В коллекции музея находится более десяти полотен И.Е. Репина, среди которых — портреты, эскизы живописных композиций «Садко» и «Дуэль», и несколько акварелей.
  Картина «Блондинка (Портрет Тевяшовой)» была написана в 1898 г. Живописное решение полотна необычно для классического портрета: хотя лицо модели обращено к смотрящему, освещение подано сбоку, оттенки серого цвета найдены поразительно тонко, черты лица выразительны и гармоничны. «Портрет Д.М. Сольского» — этюд к картине «Торжественное заседание Государственного совета», — выполненный в 1903 г., пластичен, лаконичен и выразителен. В цветовом строе картины преобладают красные и золотые тона.
   Художественную ценность всей коллекции галереи в немалой степени определяет та ее часть, где представлены полотна западноевропейских художников. Открывают эту экспозицию «Мадонна» и «Обручение св. Екатерины» неизвестного художника XV в., в стиле исполнения которых сохраняются черты плоского стиля средневековья. К XV в. относится и картина «Рождество», однако в этом случае техника вполне ясно показывает принадлежность ее автора к школе Боттичелли: мягкие струящиеся линии рисунка, плавные очертания фигуры богоматери, выразительность силуэтов. Действие, характер которого представлен подчеркнуто бытовым, объединяет и младенца Христа в яслях, и Марию, и Иосифа.
   Академическое направление болонской школы на рубеже XV—XVI вв. олицетворяли художники Гвидо Рени, Гверчино и братья Карраччи. «Портрет сенатора Борджеллини» кисти Гверчино воспроизводит образ человека, исполненного решительности и внутреннего достоинства. На строгом темном фоне портрета светлым пятном выделяются кисти рук и лицо модели.
   В зале фламандского искусства показано несколько десятков выдающихся произведений искусства, среди которых в первую очередь следует назвать «Шествие Силена» Рубенса, «Снятие с креста» Ван Дейка и «Пан и Сиринкс» Иорданса. Картина Рубенса полна движения и жизненной силы. Силен, спутник бога вина и веселья Диониса, изображен в окружении сатиров и вакханок; их фигуры выразительны и объемны, золотистый свет, пронизывающий всю композицию, выявляет богатство колорита.
   Основное собрание французской живописи, находящееся в галерее, относится к XVIII и XIX вв., исключение составляют лишь несколько работ. В годы правления Людовика XV на смену академическому течению 1710— 1730-х гг. приходит стиль рококо, господство которого в живописи устанавливается почти на 4 десятилетия. Наряду с ним развивалось и реалистическое направление.
  Стиль рококо представлен в галерее картиной Ланкре «Итальянские комедианты»; отголоски этого течения чувствуются и в историческом портрете Франсуа Друэ «Дети герцога Орлеанского», где позы детей манерны и несколько театральны. К реалистической же школе относятся пейзажи Т. Руссо, Доби-ньи, Дюпре. Один из наиболее ценных экспонатов — «Голова девушки» Г. Курбе, единственная портретная работа этого мастера в художественном собрании страны.

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 06-30-2010Открывается самый большой музей в Украине!
    Он находитя в Севастополе и будет посвящён знаменитому Михайловскому форту. Он пустовали несколько десятков лет и теперь в нём будут проходить многочисленные выставки.
  • 06-08-2010Рафаэль и Гойя посетили Москву
    Музей изобразительного искусства имени Пушкина представил выставку, состоящую из настоящих легенд живописи. Основную часть с барского плеча отдал Музей изобразительного искусства в Будапеште.

10.09.2013-22.02.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-22.02.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-22.02.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...