Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Музеи искусств
Главная >> Галереи >> Музеи искусств >> Амстердамский Рейксмузеум
2010-07-15 16:07:44

Амстердамский Рейксмузеум

Амстердамский Рейксмузеум. Здание

Амстердамский Рейксмузеум. Здание


Один из крупнейших художественных музеев мира. Его огромное здание с целым рядом островерхих крыш, сложенное, как и все окружающие дома, из красного кирпича, протянулось на целый квартал вдоль набережной одного из каналов. Этот кирпичный гигант был выстроен спустя полвека после того, как стало ясно, что прежнее здание не может вместить его слишком быстро растущую коллекцию.



  Рейксмузеум можно назвать «музеем искусства Северных Нидерландов». В этом краю практически не осталось следов средневековья; данные о художественном развитии Голландии становятся более или менее полными только начиная с XV в. К тому времени традиционная, «станковая» живопись приобрела в Нидерландах лидирующее положение. Благодаря этому искусство Северных и Южных (Фландрских) Нидерландов, в современном мире ставших Голландией и Бельгией, представлено в музее значительно более полно, нежели искусство какой-либо другой страны. В экспозиции Рейксмузеума представлены несколько произведений величайшего нидерландского художника начала XVI в. — Луки из Лейдена. Наиболее интересной среди них кажется картина «Проповедь в церкви». Собственно церковное здание, изображенное в стиле Ренессанса, занимает фон лишь на две трети, справа уступая место улице, где некий богато одетый человек, по всей видимости, дворянин, раздает милостыню. Этот же человек виден и на переднем плане, также справа, — сняв шляпу, он внимает проповеди; его лицо с тонкими чертами выглядит серьезным и задумчивым.
   Интересную страницу в показе нидерландского искусства открывают парные портреты Мартена ван Хеемскерка в старинных рамах. Надписи гласят, что изображенные — богатый купец из Амстердама Питер Биккер и его супруга 26 лет Анна Кодде. «Анна Кодде» ван Хеемскерка — один из самых красивых портретов всей нидерландской живописи. Очаровательная молодая женщина, одетая строго, но со вкусом, сидит у окна за прялкой, нежными пальчиками придерживая тонкую нить. Стоит заметить, что и этот портрет несет не только декоративную, но и повествовательную функцию; колесные прялки наподо* бие изображенной на картине были во время написания портрета — в 1529 г. — технической новинкой, и ее наличие в доме Кодде свидетельствует о высоком положении женщины. Жанровые и бытовые фрагменты портретной и религиозной живописи постепенно развивались в новые формы. Так в искусстве Нидерландов XVI в. сформировались пейзаж, натюрморт, бытовая картина. В следующем столетии, достигнув расцвета, это единое течение разделилось на два потока: голландское и фламандское искусство, а различные пути развития после нидерландской буржуазной революции привело к тому, что на землях некогда единой страны сложились две совершенно различные художественные школы.
   Новое голландское искусство сказалось уже в творчестве мастеров XVII в., и, в частности, Хевдрика Аверкампа. Его «художественную специализацию» можно сформулировать как «зимний пейзаж с толпой маленьких фигурок». Такое восприятие мира не вполне обычно для Европы, но в Голландии с ее обилием замерзающих на зиму водоемов и постоянной нехваткой «сухой» земли подобная картина вряд ли могла кого-либо поразить.
   Картины Аверкампа, как правило, невелики по размерам; хранящийся в Рейксмузеуме «Большой зимний пейзаж» — едва ли не самый большой из них. Полотно демонстрирует зрителю все развлечения, какие только возможны зимой для жителя голландского города: на льду замерзшего канала катаются на санках и коньках, на утоптанном снегу играют в гольф, — кстати, эта игра была издавна распространена в Нидерландах. В толпе можно увидеть и крестьянскую молодежь, и модно одетого щеголя, и почтенного бюргера; кто-то отплясывает на скользком льду вполне уверенно, а кому-то сложно даже удержаться на ногах. Эту картину в равной степени можно отнести к пейзажу и к жанровой сценке.
   Примером более сдержанного, «официального» портрета может служить «Маритге Фоогт» художника Франса Хальса, одного из крупнейших живописцев середины XVII столетия. На большом полотне в кресле спокойно и величественно восседает престарелая дама. На нейтральном фоне четко выделяется силуэт ее черного тяжелого платья, старомодного плоеного воротничка, накрахмаленного чепца. С сухого умного лица на зрителя с усмешкой смотрят проницательные глаза, на губах мерцает легкая улыбка. Официальный характер заказа предписывает портрету сдержанность, однако даже это не может скрыть характер старой заказчицы.
   Еще одна специфическая черта голландской живописи — страсть к изображению кораблей и моря, от которых в прямом смысле зависели судьбы и благополучие, а порой и само существование всего этого государства. Однако «портретом» корабля, здания или вида природы голландские живописцы не ограничивались: достоверность никогда не могла быть поставлена выше одухотворенности.
   Вершины голландская пейзажная живопись достигла в творчестве Якоба ван Рейсдаля, умевшего не просто создавать отображение природы, но и наполнять его философскими раздумьями и тонкой поэзией. Небольшой его пейзаж, «Вид Гарлема», с одной стороны, пропорционально точен: два контрастных прямоугольника разделены отчетливой линией горизонта, разрывает которую только громада собора. Но пятна солнечного света, перемежающиеся на плоской земле с тенями от облаков, создают ощущение беспокойного, ветреного дня, и в результате сочетания математически точного расчета и одухотворенности картина полна жизни. Подобное сочетание можно счесть характерной чертой творчества большинства голландских мастеров.
   Ни один из жанров живописи не связан с натурой столь тесно, как натюрморт. Но и в этом, казалось бы, простом жанре голландские мастера сумели оказаться несколько в стороне от традиций. В качестве примера можно привести картину Амброзиуса Босхарта из Гааги «Вазочка с цветами». С одной стороны, это всего лишь несколько цветков в маленькой изящной вазочке из бело-синего фаянса; однако разная высота стеблей позволяет цветкам размещаться сравнительно равномерно, не перекрывая друг друга, и создается впечатление, что цветки разного размера и формы образуют подобие коврового узора. Более того: эта композиция условна и в отношении времени, т.к. изображенные цветы — розы, тюльпаны, гвоздики, нарциссы — цветут отнюдь не одновременно.
   В отличие от немного архаичного натюрморта Босхарта, «Ваза с цветами» Рахель Рейсх, написанная век спустя — уже не несколько отдельных цветов, а красивый пышный букет. Некоторые черты декоративности еще сохраняются, но для этой художницы главная цель — передать кажущуюся небрежность пышной массы цветов, вставленных в стеклянный сосуд. И все же, несмотря на возросшее мастерство в изображении нескольких предметов как целого, этой картине чувствуется недостаток того благоговения, с которым выписан у Босхарта каждый лепесток каждого цветка.
   Гениальный дельфтский художник Ян Вермеер в своем творчестве часто вообще отказывался от сюжетной окраски действия, ограничиваясь одной только женской фигурой, которая изображалась за каким-то занятием: чтением, домашней работой, любованием драгоценностями и т.д. Во всем мире известно не так уж много картин этого мастера, и из четырех его полотен, хранящихся в Рейксмузеуме, два относятся именно к такому типу. Это — «Служанка, наливающая молоко» и «Читающая женщина».
   В наблюдательности Вермеера есть нечто от внимания исследователя. Он изучал дневное освещение, его воздействие на цвет вещей, и каждое цветное пятно из простого обозначения цвета желтой кофты или синего передника превращается именно в тот оттенок, который эта желтая кофта принимает при данном освещении и в сочетании именно с этой юбкой, оштукатуренной стеной и т.д. Кажется, что Вермеер воспроизводит реальность с математической точностью, но в то же время его картины, казалось бы, лишенные живого действия, представляют людей и вещи в некоей высшей гармонии.
   Другая картина, «Улочка», написанная около 1658 г., изображает вид на снесенные в 1660 г. богадельни — справа для старух, слева для стариков. Этот «портрет» городской застройки останавливает внимание зрителя не столько на изображенных зданиях, сколько на том, как это было сделано. Предельную выразительность совершенно реалистическому изображению придает сочетание цветовой гармонии с математическим расчетом, лежащим в основе композиции. Помимо маленькой коллекции Вермеера, которая, тем не менее, считается самой полной в мире, одним из величайших сокровищ музея является собрание полотен Рембрандта. Эта экспозиция дает хорошее представление о том, как развивался талант великого художника, начиная от ранних работ и заканчивая монументальными полотнами наподобие «Ночного дозора». Не минует коллекция и такие редкие для Рембрандта жанры, как пейзаж и натюрморт.
   Одно из самых прославленных произведений Рембрандта — групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока, более известный под названием «Ночной дозор». Для создания этого более чем грандиозного полотна художнику потребовался весь его опыт портретной и сюжетной живописи. Привычное для нашего слуха название было дано сильно потемневшей картине в начале XIX в.: в эпоху романтизма отчего-то казалось особенно поэтичным видеть в персонажах Рембрандта ночную стражу, которая обходит город. Однако как весь колористический строй картины, так и характер освещения заставляют сомневаться в справедливости такого толкования. В 1946 г. картина была подвергнута реставрации, потемневший лак был заменен, и общая цветовая гамма картины стала значительно ярче и светлее. Теперь стало окончательно ясно, что изображенная сцена происходит не в ночное время, и название «Ночной дозор» сейчас сохраняется за картиной только как дань традиции.
   Этот поистине гигантский холст, — а размеры его составляют 359 на 438 см, — висит на отдельной стене зала, некогда специально оформленного архитектором Кейперсом для этой картины, прославившей художника и его страну и со временем превратившейся в национальную реликвию. Два других больших групповых портрета, занимающие соседние стены, создают необходимый исторический фон. Здесь же находится и маленькая копия «Ночного дозора», выполненная еще в XVII в. художником Лунденсом; принадлежит она лондонской Национальной галерее, а Рейксмузеуму передана на время — для этой экспозиции.
   Согласно надписи на старинном рисунке с картины, сделанном для главного заказчика — капитана Кока, картина представляет момент, когда капитан отдает лейтенанту Рейтенбурху приказ о выступлении. Одетый в черное капитан с красным шарфом через плечо и маленький лейтенант в яркой желтой одежде — две основные фигуры, поставленные на передний план. Вслед за командирами из глубины картины движется пестрая, шумная толпа стрелков во главе со знаменосцем и барабанщиком. Многие из стрелков одеты не в характерные для голландцев того времени черные костюмы, а в яркие одежды XVI в., которые спустя столетие продолжали использоваться как театральный и вообще «поэтический» костюм. Более того: На картине Рембрандта, помимо шестнадцати заказчиков, появляется толпа из множества мужских фигур, мальчика-подростка и двух маленьких девочек в светлых платьях. Правда, большинство этих дополнительных фигур видно лишь частично, и художнику они необходимы только для того, чтобы создать впечатление большой массы людей. Однако при этом заказчики также становятся частью толпы, теряя индивидуальность, и групповой портрет перерастает в своеобразную сюжетную картину, изображающую торжественное воинственное шествие.
   В начале XVIII в., когда стрелковые гильдии были упразднены, и их имущество перешло к городским магистратам, «Ночной дозор» был перенесен из помещения гильдии в амстердамскую ратушу. Увы, в предназначенной для него комнате не нашлось достаточно обширной стены, и холст был варварски обрезан со всех четырех сторон. Это сильно исказило композицию картины, и теперь только старинная копия помогает представить первоначальное состояние картины.
  Рейксмузеум обладает и небольшой, но небезынтересной коллекцией картин иностранных мастеров: испанцев, итальянцев, фламандцев. Некоторые из них вряд ли могут остаться незамеченными: например, парные портреты флорентийского архитектора XV в. Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти кисти Пьеро ди Козимо, «Распятие» Эль Греко, «Портрет дона Рамона Сатуз» Гойи или несколько портретов авторства Ван Дейка. Однако при всей гениальности их авторов в коллекции Рейксмузеума им придается значение второстепенной части экспозиции, своего рода бокового ответвления. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 06-30-2010Открывается самый большой музей в Украине!
    Он находитя в Севастополе и будет посвящён знаменитому Михайловскому форту. Он пустовали несколько десятков лет и теперь в нём будут проходить многочисленные выставки.
  • 06-08-2010Рафаэль и Гойя посетили Москву
    Музей изобразительного искусства имени Пушкина представил выставку, состоящую из настоящих легенд живописи. Основную часть с барского плеча отдал Музей изобразительного искусства в Будапеште.

10.09.2013-24.05.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-24.05.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-24.05.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...