Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Музеи искусств
Главная >> Галереи >> Музеи искусств >> Базельский художественный музей
2010-07-15 16:31:20

Базельский художественный музей

Базельский художественный музей. Здание

Базельский художественный музей. Здание


Картинная галерея, находящаяся в швейцарском городе Базеле — старейшее в мире собрание шедевров искусства, открытое для публики со дня своего создания и полностью дошедшее до нашего времени. Коллекция этой галереи начала складываться еще в XV в. К тому времени город не только добился внутреннего самоуправления, но даже начал подчинять себе окрестные крестьянские общины, расширяя свою территорию и стремясь увеличить свои доходы и богатства.



  Город, живший бурной и напряженной жизнью, привлекал множество гостей: торговцев, ученых, художников. В 1482 г. в Базель приехал Иоганнес Амербах, до этого времени работавший в Нюрнберге у «книжного короля» Антона Кобергера. Амербах прочно обосновался в избранном им городе и даже открыл типографию. Издававший прекрасно иллюстрированные книги, Амербах был страстным коллекционером. Со временем у него сформировались прекрасные гравюры, основу которых составили работа Урса Графа и Альбрехта Дюрера. Бонифациус Амербах, сын Иоганнеса, продолжил это начинание. Однако наиболее значительно пополнил коллекцию сын Бонифациуса Амербаха Базилиус, популярный и дорогоетоящий юрист, который мог позволить себе приобретать не только интересующие его картины, но и целые наследственные собрания, и даже разыскивать эскизы и наброски к картинам, уже пополнившим его коллекцию. Благодаря этому пристрастию Базилиуса нынешний Базельский музей обладает превосходной коллекцией рисунков самых разных мастеров.
  В 70-х гг. XV в., когда Базилиус Амербах начал инвентаризацию своего собрания, коллекция насчитывала 1866 рисунков, а отдел изобразительного искусства, занимавший уже отдельное помещение — 4000 эстампов и 49 картин. Помимо произведений живописи и графики в собрании Амербахов было немало и других небезынтересных экспонатов: манускрипты, монеты, античная бронза, золотые и серебряные изделия, экспонаты по естествознанию и этнографии. Столь редкостное разнообразие и определило характер будущего музея, названного «Кабинетом Амербахов». Базилиус Амербах поместил его в особом сводчатом зале, пристроенном к дому отца.
   В отделе изобразительного искусства Кабинета центральное место отводилось работам семьи Гольбейнов. Кабинет Амербахов по праву считался наиболее полной коллекцией произведений братьев Гольбейнов базельского периода их творчества. Даже фасад дома, в котором помещалась коллекция, был украшен росписями Ханса Гольбейна Младшего, выполненными еще при жизни Бонифациуса Амербаха. Братья Ханс и Амброзиус Гольбейны приехали в Базель в 1515 г., где вскоре завязали дружбу с гуманистом Макониусом, который познакомил братьев с трудами Эразма Роттердамского. В частности, он дал им прочесть «Похвалу глупости», изданную в том же году. На полях этой книги братья оставили около восьмидесяти рисунков и быстрых набросков. Наброски эти настолько понравились Эразму Роттердамскому, который забавлялся, рассматривая их, в течение десяти дней, что впоследствии «Похвала глупости» всегда издавалась с рисунками Гольбейнов. «Портрет Ханса Хербстера», сделанный Амброзиусом Гольбейном, знакомит нас с учителем обоих братьев. Его брат, гениальный Ханс Гольбейн Младший, прославился как непревзойденный прижизненный портретист Эразма Роттердамского. Увы, из всего созданного художником в годы после Реформации в Кабинете Амербахов есть только два рисунка к портретам англичанина и англичанки и акварельный «Портрет короля Эдуарда VI».
   Помимо произведений Гольбейнов, в коллекцию Амербахов входили и произведения многих швейцарских художников: 6 картин и 34 рисунка Никлауса Мануэля Дойча, 4 картины и 60 рисунков Ханса Лея Младшего и живописцев его круга, 160 рисунков и две картины Урса Графа, а также «Вознесение Христа» Альтдорфера и один рисунок Дюрера. Это единственная картина в коллекции Базилиуса Амербаха, автор которой никоим образом не был связан с Гольбейнами и Швейцарией. Единственный приписываемый Альбрехту Дюреру рисунок, хранящийся в Базельском художественном музее, восходит к коллекции Иоганнеса Амербаха, старшего из династии Амербахов.
   На протяжении 70 лет после смерти Базилиуса Амербаха коллекция пребывала в руках его наследников, переходя по завещанию от одного наследника к другому. Однако в 1648 г. заведенный принцип был отменен первым из потомков Амербаха, решившимся сменить ремесло ученого-юриста на ремесло купца. Этот человек завещал продать Кабинет Амербахов и вырученную сумму поровну поделить между всеми его детьми. Замечательная коллекция едва не покинула Базель навсегда, т.к. один из амстердамских торговцев картинами и эстампами предложил за Кабинет огромную сумму. По счастью, бургомистр Иоганн Рудольф Веттштейн, которому Швейцария во многом обязана независимостью и процветанием, поддержал идею купить Кабинет Амербахов для университета. Став в 1662 г. достоянием города, частная коллекция сделалась публичной, что само по себе можно считать весьма редким явлением для XVI в. В 1671 г. из особняка Амербахов коллекция, названная Университетским собранием, была перенесена в старинный дом «У Комара». Единожды в неделю городской музей открывал свои двери для всех желающих, а ученые и иностранцы по предварительной просьбе могли посмотреть коллекцию и в другие дни. Все посетители оставляли свои имена, а иногда и отзывы в специальной «Золотой книге» музея. Теперь, по прошествии более чем трех веков после его создания, базельское Публичное художественное собрание, выросшее из коллекции этого музея, полностью дошедшей до нас, по праву может считаться старейшим в мире общественным собранием искусства.
   В XVIII в. расширение Университетского собрания происходило главным образом за счет поступлений от Базельского городского совета. Так, в 1741 г. городские власти передали в музей картину Яна ван Скорела «Портрет Давида Лориса», в 1770 г. — «Алтарь страстей» Ханса Гольбейна Младшего; в 1786 г. — створки органа кафедрального собора, расписанного все тем же Хансом Гольбейном Младшим. Интересно, что единственным даром, поступившим от горожан Базеля, являются две картины кисти Кранаха — портреты Мартина Лютера и его жены Катарины фон Бора. Сравнительно регулярные подарки стали поступать в музей только в XIX в. В эти годы впервые было оценено по заслугам искусство таких мастеров раннего Возрождения, как Конрад Виц. По всей вероятности, одной из причин этого послужил возросший интерес к истории вообще, и в частности — средним векам. Первая из работ этого художника, жившего в XV в., попала в городское собрание в 1823 г. в числе прочих картин из коллекции Фэша, в дальнейшем же его произведения поступали в музей в 1840, 1864, 1894 и 1928 гг. Примечательно, что творчество этого художника представлено только в семи музеях мира, а из 21 фрагмента дошедших до наших дней алтарей, выполненных Конрадом Вицем, на долю Базельского музея приходится 11 — больше половины. Объясняется это тем, что, во-первых, Конрад Виц работал основном именно в Базеле, а во-вторых, в этом же городе долгое время находилась коллекция баденских маркграфов, владевших большим количеством работ базельского мастера. Впоследствии, когда основная часть картин собрания была вывезена, оставшиеся в Базеле полотна — и в их числе работы Конрада Вица — были распроданы с аукциона, а приобретшие их местные коллекционеры с течением времени передали их в Базельский художественный музей.
   Бывшая коллекция Амербахов постепенно увеличивалась — как за счет даров и пожертвований, так и за счет слияния с другими подобными собраниями. Так, базельский художник и издатель Самуэль Бирман завещан музею не только свою коллекцию, но и половину нажитого состояния при условии, что его деньги будут потрачены музеем на приобретение полотен современных швейцарских художников. Уже после поступления в музей коллекции Фэша стало ясно, что музей уже не может разместиться в маленьком доме «У Комара». В середине XIX в. по проекту архитектора Мельхиора Берри в Авгус-тинском переулке было построено новое музейное здание, куда и перенесли все коллекции Университетского собрания: помимо занявших несколько отделов произведений изобразительного искусства здесь удалось разместить исторические, этнографические и естественнонаучные коллекции.
   Фонд Бирмана позволил музею начать ранее невозможную работу: вести целенаправленный отбор новых произведений искусства, и, в частности, создать целую галерею работ Арнольда Беклина — уроженца Базеля. В 1864 г. на деньги фонда Бирмана были приобретены великолепные парные портреты знаменосца Якоба Швицера и его жены Эльзбет Лохман кисти Тобиаса Штиммера, полотна Каспара Вольфа, Альберта Анкера, Фердинанда Ходлера, Бартелеми Менна, Джованни Джакометти и т.д. В определенном смысле можно сказать, что издатель Бирман стоял у основания отдела нового швейцарского искусства.
   В начале XX в. Базельский художественный музей переживает новый этап, связанный с ростом национального самосознания страны и ознаменованный общим подъемом. В 1904 г. расходы города на приобретение новых экспонатов для музея получили характер ежегодных ассигнований, а в музейной экспозиции помимо полотен швейцарских художников стали появляться произведения живописи и скульптуры современных французских мастеров.
   Первой стала скульптура Родена «Виктор Гюго», купленная в 1906 г., а картина Камиля Писсарро «Деревня близ Понтуаза», попавшая в музей шестью годами позже, положила начало отделу французской живописи XIX —XX вв. Следующей была маленькая картина Огюста Ренуара «Девушка, лежащая на траве», затем эту экспозицию пополнили произведения Поля Гогена, Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога.
   Прежняя проблема встала с новой остротой: музейной коллекции стало тесно под крышей здания в Августинском переулке, т.к. коллекции живописи и рисунков по-прежнему соседствовали с экспозициями по естествознанию, этнографии и истории. Новое здание Базельского музея с двумя внутренними дворами на улице Санкт-Альбаграбен было достроено к 1934 г. Во времена Амербахов здесь, на окраине, проходили ров и фортификационный вал, к XX в. этот район стал центром города. По окончании строительства исторический и этнографический отделы приобрети самостоятельность, а основная часть Университетского собрания, составленная картинами, гравюрами и скульптурой, переехала в новое помещение и получила название Публичного художественного собрания, тогда как само здание стало именоваться Базельским художественным музеем.
   Швейцарская школа живописи складывалась в немалой степени под влиянием искусства соседних стран: Германии, Италии и Франции. Знакомство с ней лучше всего начинать с произведений Конрада Вица, о котором уже было сказано выше. Базельский художественный музей обладает лучшим и наиболее полным в мире собранием работ этого живописца; в частности, в экспозицию музея входят его алтарные композиции «Св. Варфоломей», «Авессай, Сивхай и Ванея, подносящие воду царю Давиду», «Иоаким и Анна у Золотых ворот» и «Св. Христофор». Искусство Швейцарии второй половины XV в. представлено в числе прочих полотен несколькими произведениями художника, известного как Базельский мастер, и, в частности, «Святые отшельники Антоний и Павел». Рубеж XV — XVI вв. ознаменован творчеством такой яркой личности, как Ханс Фриз — мастер, работавший в стиле поздней готики. Базельский художественный музей располагает несколькими произведениями мастера, в частности, картинами «Пирам и Фис-ба», «Суд Париса»,»Усекновение главы Иоанна Крестителя».
   Швейцарское Возрождение подарило миру таких известных художников, как Мануэль Дойч, Урс Граф и Ханс Лей Младший. Полотна Никлауса Мануэля Дойча, хранящиеся в Базельском музее, характеризуют его как мастера ренессансно-го стиля так называемой бернской школы, тесно связанной с Германией. Урс Граф представлен в музее не только живописными работами, но и многочисленными рисунками и целыми графическими циклами, происходящими еще из коллекции Иоганнеса Амербаха. Художнику цюрихской школы эпохи Возрождения, Хансу Лею Младшему, принадлежит хранящаяся в музее картина «Орфей и звери».
   Отдел французского искусства открывается двумя интересными полотнами: это «Коронование Марии св. Троицей» 1457 г. кисти неизвестного мастера и предполагаемый портрет Дианы Пуатье. Автор этого портрета принадлежал к стилю Фонтенбло, расцвет которого наступил во второй половине XVI в. Но большинство произведений французской живописи, за исключением нескольких полотен Камиля Коро, Эжена Делакруа и Гюстава Курбе, составляют картины импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов и кубистов: Клода Моне, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Андре Дерена, Рауля Дюфи, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Хуана Гриса и т.д. Постоянную экспозицию украшают «Раненый жокей» Дега, «Виде Монмартра» Ван Гога, «Пятькупальщиц» Сезанна, «Девушка, лежащая на траве» Ренуара и другие произведения.
   В 1947 г. музею на хранение было отдано собрание Рудольфа Штехелина, в которое наряду с картинами Сислея, Сезанна, Гогена и Ван Гога входило поначалу одно полотно Пикассо — «Два брата», а затем собрание пополнилось его же картиной «Сидящий Арлекин». В 1967 г. сын коллекционера пожелал забрать для продажи несколько полотен, среди которых оказались и оба полотна Пикассо, оцененные в 8 млн. 400 тыс. франков. Такими деньгами музей не располагал, и, как некогда при продаже Кабинета Амербахов, в сбор средств включился весь город. Необходимая сумма денег была собрана, но эта акция имела еще один, неожиданный, но приятный результат: Пикассо, тронутый столь горячим отношением к его творчеству, подарил базельцам еще четыре своих произведения — выполненный пастелью эскиз «Авиньонские девушки», полотна «Мужчина, женщина и ребенок», «Венера и Амур», «Пара». Впоследствии Базельский музей получил в подарок от собирательницы Майи Захер еще одну его картину — «Поэт».
   Располагает Базельский музей и коллекцией полотен нидерландских мастеров XV в., среди которых почетное место занимают «Портрет неизвестного с четками» Квентина Массейса, «Рождество Христово» Адриана Изенбрандта и «Портрет Давида Йориса» Яна ван Скорела. Более поздняя голландская живопись представлена в музее полотнами великого Рембрандта и «малых голландцев»: Питера де Гоха, Адриана ван Оста-де, Якоба ван Рейсдала, Яна Стена и т.д.
  Отдел нового искусства Базельского художественного музея дает возможность достаточно подробно проследить всю историю развития основных художественных школ живописи на протяжении последних ста лет. Особенностью Базельского художественного музея можно назвать и то, что он первый среди европейских музеев начал собирать и экспонировать произведения американских художников. Помимо галереи живописи в здании Базельского художественного музея имеется также Кабинет графики, в котором хранятся произведения южно-немецких, верхнерейнских и швейцарских мастеров XV— XVI вв., а также других школ XV — XX вв.; кроме того, здесь же располагаются большая специализированная библиотека и фототека. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 12-27-2010Картина «Три грации» перекочевала в Лувр
    Всемирно известный музей Франции собрал необходимые средства для приобретения шедевра живописи Лукаса Кранаха, которая раньше находилась в частной коллекции.
  • 09-09-2010В Музей имени Пушкина привезут искусство Армении
    В Государственном музее Москвы будет сделана выставка. На ней будут представлены картины и графика армянских художников 18-20 веков.
  • 06-30-2010Открывается самый большой музей в Украине!
    Он находитя в Севастополе и будет посвящён знаменитому Михайловскому форту. Он пустовали несколько десятков лет и теперь в нём будут проходить многочисленные выставки.
  • 06-08-2010Рафаэль и Гойя посетили Москву
    Музей изобразительного искусства имени Пушкина представил выставку, состоящую из настоящих легенд живописи. Основную часть с барского плеча отдал Музей изобразительного искусства в Будапеште.
  • 08-18-2010Желаю купить картину
    Для чего художники пишут картины? Ведь не только для собственного удовольствия. Картины маслом призваны украшать ваш дом. Кроме того, они добавляют такой необходимый нюанс как уют. Это также может сделать талантливо выполненная графика. О том как правильно подобрать и разместить картины или художественное фото, читайте далее.
  • 06-11-2010Украинскому чиновнику подарена обнажённая натурщица
    А точнее — её изображение на картине, которая была куплена женщиной из Украины на аукционе Christie`s в Лондоне. Адресат был назван.
  • 06-07-2010Вся красота изобразительного искусства в одной выставке!
    Московская галерея «Borschtgallery» объявила об открытии проекта «Girls & Abstractions». Выставка найдёт отклик в сердцах любителей любого вида искусства: живопись, графика, объекты, авторские украшения, дизайн одежды.

10.09.2013-22.05.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-22.05.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-21.05.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...