Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Музеи искусств
Главная >> Галереи >> Музеи искусств >> Бухарестский музей искусств
2010-07-16 10:19:24

Бухарестский музей искусств

Бухарестский музей искусств. Здание

Бухарестский музей искусств. Здание


История этого музея, самого значительного в Румынии и одного из крупнейших в мире, относительно коротка. Началась она в 1836 г., когда по инициативе художника Карола Валенштайна в здании школы монастыря св. Саввы в Бухаресте был открыт первый художественный музей. Коллекция этого музея легла в основу организованного в последующие годы Национального музея, ставшего впоследствии крупнейшим в стране.



  С самого своего образования он располагал ценнейшим собранием произведений искусства, прежде принадлежавшим наиболее значительным музеям страны. В 1842 г. музейные фонды пополнились сокровищами, найденными около деревни Пьет-роаселе, а в 1858 г. при Национальном музее была открыта Картинная галерея, в экспозиции которой особенно ярко выделялись полотна молодых художников Георге Татареску, Павла Александреску, Теодора Амана и Константина Лекки. Картинная галерея фактически явилась ядром Пинакотеки, созданной в 1864 г., куда было передано немало интересных полотен.
   Музей искусств Румынии с 1948 г. располагается в бывшем королевском дворце, точнее, в дворцовом крыле, перестроенном специально для размещения коллекции. Основным зданием музея считается Дворец Республики, в залах и запасниках которого находится около 60 тыс. произведений искусства. Среди многочисленных отделов музея есть немало постоянных экспозиций, но есть и отделы, выделенные в самостоятельные коллекции, такие, как Музей искусства периода Брынковя-ну в замке Могошайя. Несмотря на территориальную удаленность, эти коллекции также считаются принадлежащими Бухарестскому музею.
   Хронологически экспозицию открывают образцы вышивок и золотого шитья XV —XVI вв.: покровы для иконостасов, священнические одеяния, плащаницы для святых мощей. Особенно сильное впечатление производят вышитые шелками портреты князей и княжеских семей — истинные шедевры рукоделия. Покровительствовал развитию церковного искусства румынский правитель Нягое Басараб, «под рукой» которого были открыты иконописные и скульптурные мастерские. Не последнее место в экспозиции этого отдела отведено иконописи: «Богоматерь Одигитрия» из Говоры, датированная 1530 г. соседствует с иконами из скита Остров — «Св. Симеон и Св. Савва» и «Снятие с креста», в композицию первой из которых внесены портреты князей этого времени. Рядом располагаются и настенные росписи из монастырской церкви Куртя д’Аржеш, с редким искусством выполненные художниками Добромиром, Думитру и Киртопом.
   Конец XVII в. — последний период расцвета «феодального» румынского искусства. В это время возникло и развилось блистательное искусство «эпохи Брынковяну» — периода, связанного с династией румынских князей Брынковяну, чей образ правления заметно отразился на румынской архитектуре и изобразительном искусстве. Многочисленные дворцы и здания управления, особенно интенсивно возводимые в период правления Константина Брынковяну, украшались произведениями скульптурных и живописных мастерских.
   Как и в живописи других стран, в искусстве Румынии XVIII в. постепенно все более заметным становилось влияние повседневной жизни, искусства «светского», тогда как церковная живопись отступала на второй план. Изменялся не только общий характер искусства, но и излюбленные сюжеты. Изображений на религиозные темы создавалось ненамного меньше, чем раньше, но в их композиции появлялось все больше бытовых эпизодов и деталей. Взятые из обыденной жизни позы и жесты придавали церковным росписям ощущение жизни. Начиная со второй половины XVIII в. светская живопись начала развиваться параллельно с религиозной, и одновременно с появлением станковой живописи распространялся портретный жанр. Отдельно стоит упомянуть так называемое «гражданское искусство», отражающее борьбу румын против завоевателей. Революцию 1848 г. воспели в своих полотнах художники Константин Даниель Розенталь, Барбу Исковеску и Ион Негулич.
   Освободительное движение — одно из основных направлений румынского искусства XVIII —XIX вв. Полотна Теодора Амана роднит с произведениями его предшественников не только близость творческих устремлений, но и трепетное чувство любви к румынской земле. В его портретах и жанровых картинах, композиция которых выстроена с большим мастерством, психологическая характеристика каждого персонажа, передача индивидуальности сочетается с точным перенесением на холст социальной атмосферы запечатленного времени. Работы Амана проникнуты идеей борьбы за давние идеалы румынского народа — объединение и освобождение от турецкого владычества. Наиболее известные полотна художника — «Битва при Кэлу-гэрени» и «Хора объединения», — выполнены в характерных для творчества этого художника академических традициях, но оттого только ярче заметен в них романтический пафос, отличающий работы большинства живописцев этого направления.
   Вторая половина XIX в. отмечена проникновением в живопись Румынии основных достижений европейского искусства. Однако культурная и художественная жизнь румынского общества в наибольшей степени проникнута идеей национального самосознания, заявляющей о себе все с большей силой. Эти несколько десятилетий можно без сомнения назвать временем зарождения современного национального искусства Румынии. Это годы творческого расцвета двух выдающихся румынских художников: Николае Григореску и Иона Андрееску.
   Николае Григореску как живописец сформировался под влиянием прежде всего парижской школы, в непосредственной близости с Теодором Руссо, Милле, Курбе, с которыми он был знаком и часто встречался. Тонкое воспроизведение светового своеобразия времен года, разнообразие цветовых решений говорит о высоком уровне мастерства, а чуткая передача покоя и умиротворенности природы, искусное моделирование настроения картины свидетельствуют о лирическом даровании и гармонии таланта.
   Полотна Григореску, представленные в экспозиции музея — «Возвращение с ярмарки», «Дорога к морю», «Дом у дороги», «Повозка, запряженная волами» — отличаются изысканностью колорита и живой, реалистичной композицией. Портреты его кисти, реалистические по содержанию, по форме и манере исполнения близки к творчеству импрессионистов. Таковы «Сторож из Шайо», «Старуха с гусями», «Еврей с гусыней», и особенно — прекрасная серия женских портретов. Картины Григореску, полные света, солнца и воздуха, кажутся глубоко национальными по духу. Он был одним из первых, кто отказался от академического стиля живописи, привнеся в румынскую художественную школу открытые французскими художниками-романтиками, реалистами и импрессионистами принципы пленэра.
   Младший современник Григореску, Ион Андрееску, начал осваивать пейзажную живопись под прямым влиянием своего знаменитого соотечественника, которым восхищался и учеником которого себя считал. В работах Андрееску, действительно, также чувствуется импрессионистическое влияние, однако здесь оно испытывает своеобразное преломление под воздействием собственного жизненного опыта и несходства излюбленных визуальных образов. Основное отличие Андрееску от Григореску в том, что последний изображает природу с точки зрения лирического поэта, тогда как Андрееску свойственно восприятие скорее драматическое. В его трактовке деревья приобретают подлинную монументальность, подчиняя себе весь остальной пейзаж, и даже люди, появляющиеся в его картинах сравнительно редко, выглядят не более чем явлением второго плана.
   Почетное место занимают в Бухарестском музее работы таких художников, как швейцарец Кароль Валленштайн, итальянцы Николло Ливадити и Джованни Скьявоне, поляк Антон Хладек. Наиболее ценные из числа произведений зарубежной живописи, составляющие основу галереи зарубежного искусства, ведут свое происхождение из бывшей королевской коллекции, которая прежде находилась во дворце Пелеш в Синае и частично — в нескольких других резиденциях монарха на территории страны. Часть полотен, представленных в галерее, поступила в Бухарестский музей из Музея Брукенталя в городе Сибиу, из Музея Анастасия Симу в Бухаресте, а также из нескольких небольших столичных музеев: Музея Тома Стелиана, Музея Иона Калиндеру и Государственной пинакотеки. Пополнили экспозицию галереи и полотна, украшавшие помещения ряда государственных учреждений, средь которых Национальный банк, Атенеум — ныне филармония имени Джорджи Энеску, — и даже министерство сельского хозяйства и министерство иностранных дел.
   Галерея зарубежного искусства была открыта для посетителей 20 июня 1951 г. Собрание этого отдела включает европейскую живопись, скульптуру, мебель, предметы декоративного искусства — фаянс и фарфор, гобелены, вышивки, XIV — XX вв., а также галереи восточного и дальневосточного искусства VII —XX вв. Значение галереи зарубежного искусства Бухарестского музея определяется высоким научным уровнем ее экспозиции. Постоянная экспозиция галереи составлена по принципу разделения произведений искусства по течениям и школам, к которым оно относится.
   В экспозиции итальянской живописи ведущее место отведено наиболее значительным произведениям эпохи Возрождения, барокко и маньеризма. Одно из таких полотен — «Распятие» Антонелло да Мессина, поступившее из собрания барона Самуэля Брукенталя. Это одно из лучших произведений сицилийского художника. Подчеркнутая манерность в композиции картины и трактовке деталей отчасти происходит от влияния распространившегося в то время нидерландского искусства. Второе по значению произведение в экспозиции — «Мадонна с младенцем» Доменико Венециано. Эта картина отличается монументальностью в трактовке персонажей, строгостью и изяществом рисунка, изысканным подбором цветового сочетания.
   Живопись эпохи Возрождения наиболее полно представляет венецианская школа, оказавшая существенное влияние на европейское искусство как современного ей периода, так и в последующие века — опосредованно. Среди экспонируемых произведений венецианской школы XVI в. наиболее ценно иконографическое полотно «Св. Иероним в пустыне» Лоренцо Лотто. Эта картина, созданная в начале второго десятилетия XVI в., отражает влияние на венецианскую живопись североевропейской школы. Якопо Робусти, прозванному Тинторетто, последнему крупному мастеру венецианского искусства XVI в., принадлежит картина «Благовещение». Эту картину отличают своеобразная композиция, спиралевидно направленное движение тел и фигур, глубина перспективы.
   Из произведений XVII в. в наибольшей степени достойна упоминания картина Луки Джордано «Борьба Геркулеса с кентавром Нессом». Мощная и свободная живопись, характеризующая эту картину, дополнена прекрасным знанием пропорций человеческого тела и мастерским использованием эффектов светотени. Такого же внимания заслуживает «историческое» полотно Маттиа Прети «Семья Дария, подносящая корону Александру Македонскому», написанная под явным влиянием техники Караваджо.
   Важное место среди коллекций музея занимает искусство Нидерландов. Эстетические и гуманистические стремления XVI в., порожденные идеологией Реформации, а также прямые или опосредованные контакты с Италией эпохи Возрождения нашли отражение в деятельности целых поколений художников из различных городов Нидерландов — Антверпена, Гейта, Брюсселя — и Голландии — Гарлема, Амстердама, Утрехта. Влияние итальянского Возрождения ускорило процесс появления светского искусства, начавшийся в Нидерландах еще в XV в. Для этого этапа беспрестанных творческих поисков и более чем значительных успехов наиболее показательной работой кажется «Портрет человека в синем тюрбане» Яна ван Эйка. Этот художник предпочитал спокойные лица, изображения в три четверти оборота в рассеянном свете, источник которого, как правило, соответствует направлению взгляда портретируемого. Особенного сияния красочного слоя Ван Эйк достигает благодаря использованию новых приемов нанесения минеральных красок. Не менее выдающееся явление — парные портреты жертвователей на церковные нужды «Читающий мужчина» и «Молящаяся женщина» нидерландца Ганса Мемлинга. Персонажи этих двух небольших портретов даны на фоне пейзажа и исполнены тихого благочестия. Портреты написаны в характерной для этого художника манере подчеркнутой созерцательности, не замутненной ни честолюбием, ни сомнением, ни пустым волнением чувств.
   Параллельно с развитием живописи в Румынии во второй половине XIX в. начинает развиваться и скульптура. Первые заметные удачи в этой области связаны с созданием в Бухаресте Школы изящных искусств. Один из первых педагогов этой школы, Карл Шторк, был автором скульптурных портретов и композиций, запечатлевших наиболее известных деятелей того времени. Однако среди скульпторов того времени наиболее известен его исключительно талантливый ученик, Ион Джор-джеску, создавший более полутора сотен скульптурных композиций и портретов. Все эти работы отмечены редким ощущением монументальности, пониманием особенностей передачи движения, мастерством моделировки. Заметным явлением становится к концу века творчество еще одного ученика Карла Шторка — Штефана Ионеску-Валбуди, мастера более темпераментного, но одновременно более романтичного, нежели Джор-джеску.
  Необычайно одаренным скульптором, наделенным не меньшим, чем его предшественники, чувством монументальности, был Димитрие Пачуря. Он учился в Париже в то время, когда вся европейская скульптура переживала сильное влияние искусства Родена. Дебютом Пачури, прославившим его после возвращения в Румынию, стала монументальная скульптура «Гигант»: грандиозная по замыслу, героическая по духу и величественная по стилю исполнения. Другая статуя Пачури, «Закованный в цепи», наполнена нечеловеческим напряжением: она задумывалась автором как символ борьбы за освобождение. Спустя несколько лет скульптор создает образы химер — фантасмагорических существ, в чьем облике соединяется человеческое и звериное. Таковы «Химера Воды» и «Химера Земли», представленные взгляду зрителя в одном из залов музея. Однако наиболее выразительны пластически скульптурные портреты Пачури, свидетельствующие о необычайной одаренности этого художника. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 06-30-2010Открывается самый большой музей в Украине!
    Он находитя в Севастополе и будет посвящён знаменитому Михайловскому форту. Он пустовали несколько десятков лет и теперь в нём будут проходить многочисленные выставки.
  • 06-08-2010Рафаэль и Гойя посетили Москву
    Музей изобразительного искусства имени Пушкина представил выставку, состоящую из настоящих легенд живописи. Основную часть с барского плеча отдал Музей изобразительного искусства в Будапеште.

10.09.2013-15.08.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-15.08.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-15.08.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...