Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Музеи искусств
Главная >> Галереи >> Музеи искусств >> Киевский музей русского искусства
2010-07-16 11:39:42

Киевский музей русского искусства

Киевский музей русского искусства. Здание

Киевский музей русского искусства. Здание


Киевский музей русского искусства, первоначально называвшийся Киевской картинной галереей, — одно из наиболее значительных художественных собраний Украины. Этот музей с полным основанием можно назвать «детищем революции», открытый в 1922 г., он был буквально собран из национализированных частных коллекций.



  Получивший большую часть основного фонда в 20-е гт., по распоряжению наркомата музей продолжал пополнять экспозицию и в последующие годы. В 30-х гг. в ходе перераспределения экспонатов киевских музеев коллекция Киевского музея русского искусства обогатилась произведениями крупнейших русских мастеров: Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Н.Н. Ге, М.А. Врубеля и т.д., а также немалым собранием иконописи. Одновременно с этими действиями музеем приобретались и работы современных художников, что позволило в 1939 г. создать в музее раздел советского искусства; впрочем, тогда этот отдел носил куда более скромное название — «Выставка работ советских художников из закупок последних лет». Надо сказать, что к этому времени Киевский музей стал одним из богатейших хранилищ произведений русского изобразительного искусства.
   В годы Великой Отечественной войны музей был эвакуирован в глубокий тыл. Все четыре военных года киевская коллекция хранилась в Башкирском республиканском художественном музее в У ере. И все же часть экспонатов эвакуировать не успели; эти произведения были похищены. Летом 1945 г. музей возвратился из Уфы в Киев и вскоре был вновь открыт для посетителей.
   В послевоенные годы потери, нанесенные музею войной, удалось восполнить за счет систематических приобретений через Государственные закупочные комиссии Москвы и Киева. Прежде всего, разумеется, этим путем была расширена экспозиция советского отдела.
   Коллекция музея размещена в более чем 30 залах; истори-ко-хронологический принцип ее размещения позволяет осматривать экспозицию в том порядке, каким развивалось русское икусство — от иконописи древней Руси до творчества современных мастеров. К сожалению, не все разделы представлены в должной степени. Но даже при наличии этих пробелов экспозиция весьма подробно показывает основные этапы развития русского искусства.
   В некоторых случаях хронологическая экспозиция разбивается на отдельные комплексы, каждый из которых дает достаточное представление о творческом облике и поисках крупнейших мастеров русской живописи: Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, до.И. Шишкина, М.А. Врубеля, В.А. Тропинина и т.д. Свое отражение нашли в экспозиции музея и традиционные связи русского и украинского народов, восходящие еще к общей для восточных славян культуре Киевской Руси.
    Иконы XIII —XVII вв. считается одной из наиболее ценных коллекций музея. По экспонатам этого собрания можно представить себе особенности живописи древней Руси, составить представление об уровне и мастерстве художников той поры. Воплощая в зрительных образах сюжеты христианской мшрологии, мастера-иконописцы нередко выходили за рамки церковных канонов, привнося в торжественный чин небесного служения оттенок земных человеческих чувств.
   Наиболее ранним периодом — первой половиной XIII в. — датируется ростовая икона «Борис и Глеб». Легенда, послужившая основанием к созданию иконы, рассказывает о реальных людях — юных сыновьях киевского князя Владимира, предательски убитых в междоусобице сводным братом Свято-полком. Канонизированные церковью, Борис и Глеб считались «святыми покровителями дела ратного». Молодые князья изображены в одеянии, соответствующем их прижизненному положению, в руках мечи. Юношеский лик Глеба исполнен мягкой грусти, лик Бориса более строг и мужествен. О портретном сходстве, конечно же, говорить не приходится.
   Среди памятников искусства более позднего времени наи более интересна икона «Тайная вечеря» (конец XV — начало XVI вв.), сюжет которой заимствован из Евангелия. В движениях, жестах и позах передана целая гамма эмоций и чувств Цельной и непротиворечивой делают композицию иконы плавные линии, формирующие очертания фигур. Цветовое решение иконы не менее изысканно: зеленые, охристые и темно-фиолетовые тона составляют истинную гармонию с черным и киноварью.
   XVII в. привнес в русскую живопись новые черты. В полотнах этого времени проявилась тяга если не к реализму, то к более точному воспроизведению объема и пространства, как бы в противовес освященной веками традиции плоскостной иконописи. Одно из немногих имен, дошедших до нас от начала этого периода, — имя Симона Ушакова, мастера Троице-Сергиевой лавры. По всей видимости, кисти одного из его учеников принадлежит икона «Иоанн Креститель», некогда бывшая створкой триптиха. Переходы светотени создают некоторую объемность лика, а соблюдение пропорций приближает изображение Иоанна к облику реального человека. В XVII в. эта тенденция не успела получить должного развития, однако картины этого времени стали предшественницами искусства, называемого классическим.
   Светский характер искусства XVIII —XIX вв. во многом был определен размахом государственных и культурных преобразований Петра I. В искусстве новой Руси появилось множество новых жанров, прежде неизвестных: пейзаж, батальная и историческая живопись, и, наконец, портрет. Последний на протяжении XVIII столетия получил особенное развитие, и это отражено в экспозиции музея достаточно полно. В галереях отдела искусства эпохи классицизма можно увидеть произведения таких художников, как И.П. Аргунов, В.Л. Боровиковский А.П. Антропов или Д.Г. Левицкий. В числе лучших полотен экспозиции можно назвать, в частности, портрет графини Толстой, принадлежащий кисти И.П. Аргунова — крепостного живописца графов Шереметевых.
   Творчество уроженца Украины, Д.Г. Левицкого, большая часть жизни которого была связана с Петербургом, занимает далеко не последнее место в экспозиции. Написанные им портреты представляют собой яркие и весьма откровенные характеристики изображенных на них людей. Владея в совершенстве техникой рисунка и композиции, Левицкий справлялся с задачей, которую сам себе поставил, вполне успешно.
   На одном из полотен этого художника, представленных в коллекции музея, изображен писатель И.М. Долгорукий, которому к 1782 г. (время написания портрета) исполнилось 18 лет, впоследствии — автор интереснейших мемуаров, показывающих быт дворянства той эпохи. В этом изображении нет ни малейшего признака манерности, характерной для облика «светского человека». Живое задумчивое лицо с несколько неправильными чертами невольно привлекает внимание.
   «Портрет великой княжны Елены Павловны» написан уже в иной манере. Это — портрет парадный и торжественный; юная княжна изображена в подобающей дочери царя величественной позе, пышное платье украшает орден; однако требования официальной живописи не могут полностью скрыть живой и открытый характер девочки, показанный выражением взгляда, полуулыбкой, тонко подобранной цветовой гаммой.
   Другой великий мастер, также уроженец Украины, работавший на грани XVIII —XIX вв., — В.Л. Боровиковский. Особенности его творчества во многом исходят из традиций сентиментализма. Среди его полотен, представленных в Киевском музее, выделяется «Портрет В.И. Арсеньевой», выразительный и точный. Складки одежды, красота пышных волос, черты лица переданы поистине мастерски. Голубоватые и зеленые тона пейзажа, выступающего в качестве фона, гармонично сочетаются с белым цветом платья и голубой шалью.
  Достижения портретного жанра начала XIX в. отразились не только на произведениях живописи, но и на скульптуре Один из замечательнейших образцов портретной скульптуры России первой половины XIX в. — бронзовый бюст А.В. Суворова работы В.И. Демут-Малиновского, помещенный в этом же разделе экспозиции. Выполнялся он на основании прижизненных изображений полководца. Скульптору удалось избежать излишней официальности и пышности и создать выразительный образ, соответствующий характеру Суворова.
   Не могло не отразиться в искусстве этого времени и одно из величайших событий этого века — Отечественная война 1812 г. В галерее эта сторона искусства представлена шестью барельефами скульптора Ф.П. Толстого, изображающими наиболее значительные эпизоды: «Бородинскаябитва», «Бой при городе Красном», «Сражение при Березине» и т.д. Во всем своем творчестве Толстой оставался верен традициям классицизма, отчего для этих барельефов характерна некоторая неконкретность при отображении исторических событий, а отдельные моменты подаются и вовсе аллегорически.
   Во второй половине того же столетия начал развиваться «бытовой» жанр. В числе прочих полотен «шестидесятников», как называли живописцев бытового жанра, музей владеет и несколькими ценными произведениями И.Н. Крамского — главы Товарищества передвижников. В этой коллекции преобладают крестьянские образы, отмеченные тем глубоким психологизмом, который характеризует лучшие картины Крамского.
   Центральное место в этом зале отведено картине «Крестьянин с уздечкой». Седобородый и морщинистый, но все еще крепкий, коренастый, с лукавым прищуром, он привлекает внимание удивительной жизненностью. Сам художник, предлагая эту картину киевскому собирателю Ф.А. Терещенко, писал о ней так: «…Имеется у меня один этюд «русского мужичка», большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела… Мой мужичок веселый…». Но эти меткие замечания автора далеко не исчерпывают всего богатства содержания созданного им образа, в котором были воплощены замечательные черты народного национального характера. Картина создавалась на основе этюдов, написанных Крамским с крестьянина Мины Моисеева.
   На редкость полной кажется музейная коллекция картин Л.И. Шишкина — от раннего пейзажа с видом острова Валаам до полотен последних лет жизни художника. Особенно близкой ему выглядит тема леса, истоки любви к которому угадываются в детских впечатлениях художника, выросшего среди бескрайних вятских лесов. Какие бы мотивы ни двигали им, лесной мир художник передавал во всем его многообразии и богатстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на череду картин: «Первый снег»,»Ручей в лесу»,«Святой ключ близ Елабуги»,«Бурелом» и т.д. Для всех пейзажей Шишкина характерна величавая торжественность в сочетании с реалистичностью и простотой.
   Одно из самых популярных полотен художника — картина «На Севере диком…». Замысел этого пейзажа появился у художника во время работы над иллюстрациями к сочинениям М.Ю. Лермонтова. В своем стремлении передать как можно более точно романтическое дыхание стихотворения Лермонтова Шишкин несколько отходит от обычных для него художественных приемов. Световой строй полотна, сочетание красок, использованные живописцем, удивительно сочетаются с точной пластикой очертаний, создавая зфхрект оцепенения, холодного покоя зимней ночи.
   Экспозиция отдела советского искусства позволяет пол чить представление об основных направлениях развития вописи и графики в социалистический период. Начинается эк спозиция с произведений 20-х гг., типичным произведение, которых можно назвать картину Б.В. Иогансона «Рабфак идет» изображающую двух юношей и девушку с книгами в руках на фоне строящегося города. Этот собирательный образ молоде. жи тех лет выписан с таким проникновением и энтузиазмом что даже нарочито мажорный строй полотна придает ему только большую реалистичность.
   Серединой 30-х гг. XX в. датирован эскиз панно «Дети Страны Советов», близкий к окончательному варианту. Автор этого эскиза, А.Ф. Пахомов, был известен как автор монументальных полотен и росписей, масштабной иллюстративной графики. Образы первых пионеров полны яркой жизненности и искренней веры в те лозунги, которые им предстоит воплощать. На Международной Парижской выставке, для которой, собственно, и создавалось это панно, оно было удостоено золотой медали.
   Известный своими работами в середине XX в. скульптор и график Н.А. Андреев, активный участник пропаганды советской доктрины, прославился своей «Ленинианой». Возможность вести наблюдения за моделью — В.И. Лениным -непосредственно в его кабинете позволила мастеру собрать бесценный по полноте материал, который и стал основой для воплощения образа вождя страны во всем возможном многообразии. К этому циклу, помимо нескольких графических работ, принадлежат и экспонированные в музее гипсовые копии таких небольших композиций, как «В.И. Ленин пишущий» и «В.И. Ленин слушает доклад», а также монументальная скульптура «Ленин — вождь» — окончательный результат многолетней работы Андреева.
  Отдел декоративно-прикладного искусства представляет 0бой богатейшее собрание изделий из бисера, стекла, кости, керамикй, образцы старинной резьбы и шитья и современной раковой росписи. Коллекция вещиц из резной кости в этом музее немногочисленна; практически все составляющие ее экспонаты выставлены в закрытых стеклянных витринах: ажурные шкатулки, украшенные гравировкой с подцветкой, ларец и медальоны. Немногим более обширно собрание художественного стекла. Основу экспозиции этого раздела составляют кубки и графины, изготовленные по большей части на частных заводах. В декоре этих вещиц наиболее часто встречаются гербы, вензеля, картуши и рамки в виде цветочных гирлянд или условных «военных трофеев». Не слишком редкое явление в этом виде искусства — золочение узора, как, например, это сделано на кубке с портретом императрицы Анны Иоанновны. Представлен в этом отделе и такой вид обработки стекла, как гранение по свинцовому хрусталю: известные всем нам вазы, рюмки и кружки восходят к началу XIX в., когда был изобретен этот материал. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 12-27-2010Картина «Три грации» перекочевала в Лувр
    Всемирно известный музей Франции собрал необходимые средства для приобретения шедевра живописи Лукаса Кранаха, которая раньше находилась в частной коллекции.
  • 06-30-2010Открывается самый большой музей в Украине!
    Он находитя в Севастополе и будет посвящён знаменитому Михайловскому форту. Он пустовали несколько десятков лет и теперь в нём будут проходить многочисленные выставки.

10.09.2013-15.08.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-15.08.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-15.08.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...