Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Известные скульпторы
2010-08-04 16:19:28

Мухина Вера

Вера Мухина

Вера Мухина


Русский скульптор. Родилась 19 июня 1889 года в Риге, в купеческой семье.



  Вера Мухина училась в Москве (1909-1912) у Юона и Машкова, а также в Париже (1912-1914) у Э. А. Бурделя. С 1909 года жила в Москве. Преподавала в Московском высшем художественно-промышленном училище (1926-1927) и Вхутеине (1926-1930). Уже в ранних произведениях Мухиной, отмеченных некоторым влиянием кубизма, заметно тяготение к монументальности и лаконизму форм ("Пьета", глина, 1916, не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 года Мухина участвовала в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды (проект памятника Н. И. Новикову, глина, 1918, не сохранился). В 1920-е годы Мухина создала проекты памятников - романтически приподнятые образы-олицетворения, проникнутые бурным движением (памятник В. М. Загорскому, 1921, "Пламя революции", 1922-1923, оба - гипс, Музей Революции СССР, Москва), а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы которых выражают мощь внутренней жизни натуры ("Ветер", 1926-1927, "Крестьянка", 1927, обе - бронза, Третьяковская галерея). В 1930-е годы Мухина переходит к более детализованной лепке, сочетая чёткое выявление закономерностей конструкции с жизненной конкретностью образа. Обращаясь к портрету, Мухина иногда заостряет наиболее характерные черты лица модели ("С. А. Котляревский", бронза, 1929, там же), но чаще типизирует их, создавая обобщённый образ современника ("С. А. Замков", мрамор, 1935, там же), однако неизменно сохраняет живую непосредственность отношения к портретируемому. С 1930-х годов Мухина всё чаще занимается проблемами синтеза искусств. Главный результат этих поисков - 24-метровая группа "Рабочий и колхозница", увенчавшая советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже (ныне установлена перед северным входом ВДНХ СССР в Москве; нержавеющая сталь, 1935-1937; Государственная премия СССР, 1941). Диагональная композиция группы отражает нарастающий кверху ритм здания-постамента (архитектор Б. М. Иофан); пространственно дифференцированные формы монумента объединяются мотивом стремительно убыстряющегося движения, в результате чего возникает особая декоративная звучность и зрительная лёгкость силуэта. Фигуры юноши и девушки, несущих серп и молот, стали не только этапным произведением социалистического реализма, но и всемирно известным символом нового общества, движущегося к коммунизму. Среди лучших работ Мухиной последующих лет - памятник М. Горькому, проникнутый революционно-романтическим духом раннего творчества писателя (архитектор В. В. Лебедев, П. П. Штеллер, бронза, гранит, 1938-1939, установлен в 1952 году в городе Горьком), а также декоративная группа "Хлеб", гармонически-плавные, "певучие" ритмы которой рождают представление о физической и духовной красоте людей труда (бронза, 1939, Третьяковская галерея). В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Мухина работает преимущественно в области портрета (неизменно связывая индивидуальные особенности человеческой личности с судьбой народа, позволяя ощутить героический пафос эпохи): с суровой правдивостью передаёт облик советских воинов ("Б. А. Юсупов" и "И. Л. Хижняк", оба - гипс, 1942, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1943), создаёт образы деятелей науки и культуры ("Хирург Н. Н. Бурденко", гипс, 1943, и бронза, 1947, Третьяковская галерея; "Академик А. Н. Крылов", дерево, 1945, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1946), а также обобщённо-символический образ советской девушки, выражающий ненависть к врагу и несокрушимую уверенность в победе над ним ("Партизанка", гипс, 1942, Республиканский объединённый историко-краеведческий и изобразительных искусств музей им. Бехзада, Душанбе; бронза, 1951, Третьяковская галерея).
   В послевоенный период Мухина вновь создаёт монументальные скульптуры, практически воплощая исполненный И. Д. Шадром проект памятника Горькому для Москвы (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор З. М. Розенфельд; бронза, гранит, 1951; Государственная премия СССР, 1952), работая над многофигурной композицией "Требуем мира!" (совместно с Н. Г. Зеленской, З. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, А. М. Сергеевым; гипс, 1950, Русский музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1951) и памятником П. И. Чайковскому в Москве (совместно с Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой, архитектор А. А. Заварзин; бронза, гранит, с 1945; открыт в 1954). Стремясь обогатить художественный язык советского искусства, Мухина неоднократно выступала как теоретик скульптуры, часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихромной пластики. Будучи мастером широкого профиля, Мухина оформляла выставки, создавала промышленную графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора (статуэтка "С. Г. Корень в роли Меркуцио", 1949, и др.), театрально-декорационные работы (эскизы костюмов к "Электре" Софокла, 1944, в Театре им. Е. Вахтангова, Москва, и др.), была одним из инициаторов движения за улучшение производства советского художественного стекла, работая в этой области в 1938-1953 годах ("Женский торс", 1929-1952). Самостоятельное художественное значение имеют рисунки Мухиной, с изысканным лаконизмом передающие особенности пластического строения натуры. Умерла Вера Игнатьевна Мухина 6 октября 1953 года в Москве. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 09-14-2010Молодые художники вышли на международный уровень
    В Москве открылась выставка, проходящая в рамках Международного симпозиума по скульптуре. Свои работы представят скульпторы России, Украины и других стран СНГ.
  • 08-20-2010Художественный мир покажет раритеты
    Московский художественный лицей открыл выставку «В созвездии имён». Желающие смогут увидеть современное искусство в его совершенстве. Все произведения уникальны!
  • 06-24-2010Великие скульптуры
    Как только человек научился обрабатывать камень, он стал использовать это не только для заточки инструментов — стали появляться сначала статуэтки, а затем и скульптуры. Некоторые из них — настоящие произведения искусства, которые останутся примером для всех скульпторов современности.
  • 06-09-2010Стартовал арт-фестиваль скульптур из дерева
    Это мероприятие стало традиционным и будет проходить в Черкассах. Называется фестиваль - «Древляндия». Известные скульпторы покажут своё мастерство на полную катушку!
  • 07-12-2010Художники Книги рекордов Гиннеса
    Достижения человечества запоминаются очевидцами. Но для того, чтобы о них знали все последующие поколения, их необходимо записать в одну всем известную книгу — Книгу рекордов Гиннеса. Там всем находится своё место. Не обошли вниманием и представителей изобразительного искусства. Есть художники и скульпторы, которые навсегда прославили свои творения разными способами.

10.09.2013-17.11.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-17.11.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-17.11.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...