Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Передвижники
Главная >> Галереи >> Передвижники >> Суриков Василий
2010-08-10 17:35:15

Суриков Василий

Василий Суриков

Василий Суриков


Художники передвижники. Выдающийся мастер исторической живописи В.И.Суриков родился в Красноярске.



  Его предки по отцовской линии пришли в Сибирь с Дона в дружине Ермака. В 1869 г. Детство художника прошло в патриархальной среде, в селе Сухой Бузим, среди суровой природы и сильных людских характеров. Он рано проявил интерес и незаурядные способности к рисованию. Благодаря случаю и меценатской помощи Суриков приехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств и учится у известного педагога П.П.Чистякова. Уже во время учебы в Академии Василий Суриков проявляет интерес к исторической живописи. Многоукладность российской действительности, где, наряду с общественными силами новой буржуазной формации, существовали слои, сохранявшие верность патриархальным традициям, уходящим корнями в допетровскую Русь, сыграла большую роль в формировании такого исключительного явления, как историческая картина Сурикова. Картина «Утро стрелецкой казни» (1881, Государственная Третьяковская Галерея), первое большое полотно Сурикова на тему отечественной истории, обращена к событиям эпохи Петра I. Прогрессивные реформы и преобразования Петра, оплаченные огромной иеной, страданиями и кровью народа, вызывали горячий протест и выступления. Одной из сил, противостоящих борьбе новому, было стрелецкое войско. Ущемленное в своих интересах, оно не раз восставало: последний стрелецкий бунт 1698 года, возглавляемый царевной Софьей, был жестоко подавлен. Суриков взял за основу сюжета казнь стрельцов, но сама казнь на картине не показана, поскольку художник стремился рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Стремясь передать Араму стрельцов, он сосредоточился на изображении их душевного состояния, на том, как каждый персонаж переживает последние минуты своей жизни. Впечатлению глубокого трагизма вторит и мрачный колорит картины: недаром художник выбрал время изображения казни — раннее хмурое утро, наступившее после дождливой осенней ночи. В этой работе Суриков применил и необычный композиционный прием сближения планов, с помощью которого добился эффекта изображения огромной народной толпы, полной жизни и движения. Не самую казнь, а «торжественность последних минут перед казнью» хотел, по его словам, передать художник в картине. Сами стрельцы полны ощущением неизбежности совершающегося: конфликт приобрел характер независимого от воли и желания людей трагического противостояния двух миров — старой Руси и петровской России. Суриков широко пользуется средствами эмоционального воздействия, языком поэтических уподоблений, контрастов, композиционной «рифмовки». Таков, например, контраст асимметричных живописных форм собора Василия Блаженного и подчеркнутой горизонтальной линейности кремлевских стен, соответствующий смысловому противопоставлению стихийной толпы, окружающей стрельцов, и регулярного войска Петра I, выстроенного справа вдоль стен. Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты — «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни» (А.С.Пушкин). Живопись «Меншиков в Березове» (1883, Государственная Третьяковская Галерея) показывает сподвижника Петра I в опале. «Боярыня Морозова» (1887, Государственная Третьяковская Галерея) — вершина творчества Сурикова, его великолепного живописного мастерства. Но живописная красота здесь не самоцель, она служит характеристике исторической реальности, глубокому раскрытию замысла картины. Перед нами Русь XVII в. — яркая, цветная, праздничная. В таком контексте темное пятно одежд боярыни Морозовой воспринимается как диссонанс, усиливающий ощущение драматизма момента. Связи со старой верой не порваны, а только рвутся. Это отзывается болью, испугом, злорадством, тяжкой думой — целой гаммой противоречивых чувств в сердцах людей.
  Верный своей теме, Суриков вновь обратился к событиям отечественной истории. В основу сюжета был положен эпизод из XVII столетия: церковные реформы, проводимые патриархом Никоном и расколовшие церковь и общество надвое. Правительство жестоко подавляло раскольничье движение. Преследованию поверглась и боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова, страстная поборница «древнего благочестия». Рано овдовев, она вела подвижническую жизнь, разлада все свои богатства неимущим и приняла монашество. За убеждения Морозова была арестована, заточена в тюрьму, подверглась мучительным пыткам, но не отреклась от своей веры. В 1672 голу в Боровском остроге она умерла голодной смертью. Суриков изобразил на полотне момент, котла закованную в цепи раскольницу везут в тюрьму Московские улицы заполонила толпа людей, так что дровни с арестованной с трудом пробираются сквозь нее. Морозова высоко вверх вскинула руку, сложенную в двуперстие, как бы призывая народ твердо стоять за свои убеждения. Исключителен по силе воплощения образ боярыни, однако он не затмевает народной массы. Людская толпа едина, но художник сумел ярко изобразить каждое лицо на картине, гениально разрешив труднейшую тему «герой и толпа». Переломные этапы истории порождают раскол в обществе, в душе народа, но в этих страданиях сказываются глубинные черты национального характера — мужество, самоотверженность, бесстрашие перед лицом испытаний, сочувствие чужому горю. С начала 1890-х гг. Суриков от трагически заостренных исторических сюжетов переходит к освещению героических страниц национальной истории. В «Покорении Сибири Ермаком» (1895, Государственный Русский Музей) вместо героев-жертв, таких, как стрельцы, опальный Меншиков или боярыня Морозова, — победоносная дружина Ермака под развевающимися стягами. Окончательная разрядка трагического напряжения по сравнению с историческим циклом 1880-х гг. — в картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Государственный Русский Музей). Если в картинах 1880-х гг. сила исторических обстоятельств одолевала героический характер, то в картинах 1890-х гг. сила характера торжествует над драматизмом исторических обстоятельств. Их главные герои - по-прежнему русские люди, солдаты, казаки. Художник не отделяет ни Суворова, ни Ермака от их войск. Он так строит композицию, что дает возможность зрителю окунуться в гущу событий, разделить с его героями все тяготы и лишения. Последнее крупное полотно Сурикова — «Степан Разин» (1903—1910, Государственный Русский Музей).

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 02-28-2011«Спокуса» объединяет художников Украины!
    В Николаевском муниципальном зале г. Николаева под патронатом городского головы В. Чайки состоялось открытие художественной выставки объединения «Спокуса» по итогам симпозиума в Карпатах.
  • 02-16-2011Открылась выставка художников Анатолия и Галины Кравченко
    Галерея Черноморского университета им. Петра Могилы приглашает посетить выставку живописи двух талантливых художников Украины.
  • 02-16-2011Карпатские мотивы николаевской «Спокусы»
    15 февраля в Муниципальном выставочном зале открылась выставка "По итогам карпатского симпозиума", который состоялся в декабре 2010 года в г. Яремча Ивано-Франковской области под эгидой Международного творческого объединение "СПОКУСА".
  • 02-03-2011Живопис як життя
    «Життя як живопис» - нова виставка М. Дейнеги 2011 року.
  • 10-18-2010Живопись Боттичелли призвана помочь больным
    В Великобритании организована акция, главную роль в которой играет известное полотно «Венера». Произведение искусства великого итальянского живописца стало ещё более ценным.
  • 10-11-2010Политическая карикатура — современное оружие!
    В Музее политической истории Петербурга началась выставка, составленная на основе карикатур. Свои работы представил современный художник Америки Кевин Каллахер.
  • 09-30-2010Портрет Шекспира можно увидеть в 3D!
    Технологии трёхмерного изображения теперь используются не только в кино. С их помощью можно также создавать картины. Реалистичность таких творений поражает!
  • 09-29-2010Живопись Поднебесной
    Китайская живопись неординарна. Художественные приёмы в этой стране полны философских нюансов. Вклад в изобразительное искусство очевиден. Эти факты заставляют присмотреться к живописи китайских мастеров более пристально.
  • 09-27-2010Русские художники срывают выставку Лувра
    Как известно, 2010 год является годом России во Франции. В связи с этим было решено организовать выставку «Русский контрапункт». Однако, мастера живописи России отказались отдавать туда свои работы.
  • 09-15-2010Живопись в истории
    Современные художники почти забыли о таком жанре. Тем не менее он существует, и до сих пор находятся смельчаки, которые пишут картины на исторические темы. Таким образом они показывают своё виденье событий или просто оттачивают свои художественные приёмы.

10.09.2013-20.05.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-20.05.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-20.05.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...