Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля

Школы искусств

Белорусская государственная академия искусств
Белорусский государственный университет культуры и искусств
Винницкая детская художественная школа
Витебская детская художественная школа № 1
Донецкое художественное училище
Екатеринбургское художественное училище имени И.Д. Шадра
Иконописная школа «София»
Институт художественного моделирования и дизайна имени С. Дали
Киевская детская школа искусств имени Стефана Турчака
Киевская школа фотографии
Киевский национальный университет культуры и искусств имени Поплавского
Крымское художественное училище имени Н.С. Самокиша
Львовская национальная академия искусств
Московская Школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко
Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры
Одесское Художественное училище имени М. Грекова
Орловское художественное училище
Пензенское художественное училище
Российская академия художеств
Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера
Санкт-Петербургская академия художеств
Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха
Уральская государственная архитектурно-художественная академия
Уфимское училище искусств
Феодосийская детская художественная школа имени И.К. Айвазовского
Харьковская государственная академия дизайна и искусств
Художественная школа имени К. Костанди
Художественная школа имени Т.Г. Шевченко

Новости партнеров


  • Школы искусств
Главная >> Галереи >> Школы искусств >> Одесское Художественное училище имени М. Грекова
2010-10-05 09:34:37

Одесское Художественное училище имени М. Грекова

Одесское Художественное училище имени М. Грекова

Одесское Художественное училище имени М. Грекова


В контексте развития европейского художественного образования Украина только во второй половине XIX века вошла в список стран, способных готовить молодых специалистов в области изобразительного искусства, составляющих достойную конкуренцию среди абитуриентов в лучших художественных академиях Европы.



  Первым художественным заведением в Украине была Одесская художественная школа рисования, утвердившаяся впоследствии в статусе художественного училища. Газета "Одесский вестник" от 29 мая 1865 г., №14 свидетельствует о том, что 30 мая (по ст. ст.) 1865 года открывается школа рисования и приглашает на сопутствующую этому мероприятию выставку "предметов изящных искусств". Сообщалось также, что на этом мероприятии можно будет купить программу школы и каталог выставки. Характерно, что школа не была частным учебным заведением — она была открыта Обществом Изящных Искусств при покровительстве известных в городе лиц: С. Воронцова, генерал-губернатора П. Коцебу, городского головы Н. Новосельского, князей Гагариных, Манук-Бей, графов Толстых, итальянского генерального консула Кастилия, крупнейших архитекторов Ф. Боффо, Л. Оттона, Ф. Гонсиоровского и многих других. Список впечатляет количеством желающих помочь столь благородному начинанию и сословным многообразием.
  Продолжительное время школа существовала исключительно на добровольные пожертвования и не имела постоянного адреса. Тяжело было в таких условиях решать вопросы материального и учебно-методического характера. На долгие 30 лет эти проблемы стали заботой вице-президента Общества Изящных Искусств Франца Осиповича Моранди. Итальянец по происхождению, надворный советник, архитектор одесской Городской Управы, общественный деятель, — он находил время и силы для обустройства рисовальной школы: заботился об обеспечении педагогическими кадрами, книгами, наглядными пособиями. Известно, что первые гипсовые слепки, рисунки, гравюры и манекены были им выписаны из Миланской Академии художеств, с которой он имел тесные контакты. Одесская таможня даже освободила от пошлины ввоз гипсовых слепков из-за границы.
  Непросто приходилось первым педагогам: Ф. Мальману, Р. Хайнацкому, Петру и Цезарю Бони, А. Нейману, М. Паламаренко, Н. Крушинскому, И. Мигурскому и др. — они работали бесплатно. Эти люди были в числе самых активных инициаторов создания школы. Первым директором стал Ф. Мальман, он же написал учебную программу школы. В 1869 году по приглашению Ф. О. Моранди в Одессу приехал Луиджи Доминикович Иорини, выпускник Миланской Академии художеств. Он остался в Одессе, жил и преподавал рисунок и скульптуру до самой смерти в 1911 году. В этом же году была учреждена по инициативе Б. Эдуардса премия имени Л. Иорини.
  С годами программа совершенствовалась, обогащалась новыми предметами, увеличивалось число желающих посещать школу. Приходилось подыскивать более подходящие помещения, но всё острее становился вопрос о предоставлении школе собственного помещения.
  18 мая 1876 года городская Дума рассмотрела вопрос (по личной просьбе Великого князя Владимира Александровича) о предоставлении школе в центре города места для строительства здания школы и постановила: предоставить место и дом на Преображенской улице, где помещалась врачебная управа. Но при условии, что передача места состоится тогда, когда общество Изящных Искусств (попечительством которого была открыта школа) будет обладать достаточной суммой для постройки здания школы. Конечно, субсидий и взносов не хватало, тогда по почину С. Воронцова в 1879 году была открыта между членами Общества и любителями изящных искусств подписка для составления необходимого капитала. Был даже создан Дамский комитет "по изысканию средств...", куда вошли известнейшие персоны высшего общества Одессы: М. Воронцова, А. Папудова, Е. Толстая, Е. Маас и др. Однако пожертвования поступали и от других граждан Одессы, самого простого происхождения, сочувствующих великому начинанию. Когда сумма достигла 22 тыс. рублей, "благодаря просвещённому участию" городского головы Г. Маразли, место на улице Преображенской было передано Обществу Изящных Искусств. А 22 мая 1883 года с благословения епископа елисаветградского Неофита был положен первый камень будущего здания художественной школы. В 1885 году школа уже перешла в собственное помещение.
  Вот так усилиями одесситов самых разных рангов и социального происхождения была построена в Одессе школа рисования, которой в будущем суждено было стать знаменитой "грековкой". Уже к моменту постройки школа выпустила таких знаменитых в будущем художников как Ф. Рубо, К. Костанди, Ю. Дмитренко, А. Красовский, Б. Эдуарде; каждый из них прославился не только творческой, но и педагогической деятельностью, которая проходила в стенах уже собственной школы. Здесь теперь принимали таких именитых гостей, как И. Айвазовский, И. Репин, М. Врубель, В. Верещагин. В стенах этой школы получили первое художественное образование Л. Пастернак, И. Бродский, П. Волокидин, А. Шовкуненко, Н. Альтман, М. Греков, Д. Бурлюк, — их имена навсегда вписаны в историю мирового изобразительного искусства.
  С момента первого выпуска учащихся одесской рисовальной школы Санкт-Петербургская Академия художеств с особым вниманием относилась к её воспитанникам, которые составляли среди абитуриентов достаточно подготовленный контингент.
  Начиная с 70-х годов XIX в. Академия постоянно помогала школе методическими пособиями, денежными субсидиями и литературой.
  Рисовальная школа располагала уникальной библиотекой, которая создавалась с момента возникновения школы. В её формировании участвовали одесситы и Императорская Академия Художеств. Это был безвозмездный дар лиц и различных учреждений, которые искренне сочувствовали развитию художественного образования в Одессе. Среди пожертвователей были даже "Его Императорское Величество Государь Император", Экспедиция изготовления государственных бумаг, Московское археологическое общество, среди одесситов — М. Толстой, Ашкенази, М. Брайкевич, А. Павловский, Е. Буковецкий, Б. Эдуарде и многие другие известные люди Одессы. Формировался со временем не только библиотечный фонд. Увеличивались в объёмах натюрмортный, гипсовый, методический фонды. С 1877 года были введены общеобразовательные предметы, чтобы ученики, успешно окончившие школу, имели возможность без вступительных экзаменов продолжить обучение в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1899 году руководством Академии был утверждён устав одесского художественного училища и его штат. С этого момента преподавательскому персоналу были предоставлены права государственных служащих, а ученикам, успешно окончившим училище, предоставлялось право на звание учителя рисования в средних учебных заведениях.
  Столь стремительное и успешное развитие школы требовало увеличения площадей, этот вопрос с каждым годом становился всё острее. В 1908 году был объявлен конкурс проектов на пристройку к существующему зданию флигеля, в котором бы разместились специальные классы для рисования и скульптуры.
  Конкурс выиграл бывший выпускник училища Я. Пономаренко в соавторстве с П. Клейном. Здание было построено за год: 1909-1910, в нём до сего дня занимаются студенты. Среди художественных заведений Украины — это лучшие учебные мастерские, построенные с учётом специфики работы, следовательно, соответствующие мировым стандартам и санитарно-гигиеническим нормам заведений такого типа.
  В 1909 году училище постигло печальное событие: умер "Его Императорское Высочество Великий князь Владимир Александрович", который в течение 25 лет носил звание Президента одесского Общества изящных искусств и субсидировал училищу в течение этого времени сумму из личных средств. В благодарность за многолетнюю помощь училище было присвоено имя Великого князя Владимира Александровича. Это имя оно носило до 1917 года.
  1917 год — время великих перемен, захлестнувших всю страну. Не осталось в стороне и одесское художественное училище. 16 мая 1917 года в его помещении состоялся Совет, на котором был заслушан доклад Н. Кондакова, специально для этого приехавшего из Санкт-Петербурга. Помимо вопросов общего характера, например: "роль искусства во всей государственной жизни демократической России", обсуждались система образования и методы преподавания в Одесском художественном училище. Но главное - определяется его статус. Одним заседанием, конечно, столь важные вопросы решить было невозможно. Обсуждения были бурные, рассматривались разные проекты. Общество Независимых Художников, например, предлагало исключить из программы общеобразовательные предметы и рисование гипсов. Более 10 заседаний прошло в вышеназванном году, и только в ноябре 1917 года училище было реорганизовано в Высшее художественное училище. В 1918 году ещё продолжался процесс усовершенствования программ, в рассмотрении которых принимали участие делегаты Технического общества, Новороссийского университета, Общества южнорусских художников, Общество Независимых художников, Совет пластических искусств, Общество архитекторов. Новые учебные планы и программы всё-таки остались на принципиальных позициях старой академической школы. Компромисс заключался в создании Свободной Академии Художеств (в 1923 году прекратила своё существование). К 1924 году училище становится большим художественным комбинатом с развитой производственной системой обучения и переименовывается в Политехникум изобразительных искусств, который готовил мастеров широкого профиля: художников-монументалистов, полиграфистов, станковистов. В 1928 году в учебный план было включено проведение студенческой практики на производствах. Работали, помимо станковых, мастерские театрально-декорационной и монументальной фресковой живописи, собственная типография. В этом же году открывается керамическое отделение, которое, помимо учебного процесса, занимается лабораторными исследованиями одесских глин, организует экспедиции по сбору народных орнаментов юга Украины.
  В 20-е годы Политехникум способствовал активному внедрению пролетарского искусства в массы. Всё это проходило на фоне острой борьбы и дискуссий, в которых участвовали не только преподаватели разных творческих позиций, но и студенты. Ведь традиции академического обучения и реалистического искусства тоже приходилось тогда отстаивать, как и революционное новаторство "левых". Хотя ситуация, казалось, не располагала к творческим прорывам: голод, инфляция, тиф, холера, бытовая неустроенность, но мощный состав преподавателей, куда сразу после Революции входили К. Костанди, Б. Эдуарде, Т. Дворников, А. Красовский, И. Мормоне, затем П. Волокидин, М. Жук, В. Заузе, Г. Комар, А. Гауш, В. Мюллер, Т. Фраерман, А. Шовкуненко, Б. Яковлев, П. Митковицер, Б. Варнеке, М. Мандес, способствовали процветанию этого учебного заведения.
  В 1930 году Одесский Политехникум изобразительных искусств переименован в художественный институт. В этом качестве училище находилось недолго, видимо, повлияло знаменитое постановление ЦК ВКП(б) 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций". В 1934 году Одесский художественный институт снова становится училищем. Существенно сокращается количество отделений, остаются лишь скульптура, живопись и керамика. К концу 30-х уходят из училища многие преподаватели и ведущие специалисты.
  Во время румынской оккупации Одессы в период Великой Отечественной войны, Училище продолжало работать. Новые хозяева дали ему статус Академии. Часть преподавателей осталась работать, часть — ушла защищать Родину.
  После войны, по неподтверждённым данным, уходя из Одессы, оккупанты пытались вывезти часть книг и ценных экспонатов, кое-что удалось вернуть, но не всё. К счастью, во время войны здание училища осталось целым. А вот педагогический состав поредел. Не вернулся с фронта преподаватель скульптуры П. Митковицер, арестован Б. Варнеке (умер в застенках НКВД в 1944 году). Но жизнь продолжалась, приходили новые специалисты и перед ними стояли уже новые задачи, строго соответствующие идеологическим требованиям государства. К счастью, это нисколько не повлияло на уровень подготовки. Высоким профессионализмом отличалась работа педагогов послевоенного времени: Л. Мучника, М. Муцельмахера, Н. Павлюка, Д. Фруминой, В. Токарева, А. Чубина и др. В 50-е годы ещё работал М. Жук, приходят Г. Крыжевский, М. Тодоров, Ф. Фальчук, А. Ацманчук.
  Конец 50-х — начало 60-х годов — это особый период в развитии советского искусства, который стал отражением политических, социальных и культурных перемен в обществе, так называемый период "оттепели". Это было время преодоления изолированности от мирового искусства, обращение к отечественным достижениям начала века, нового понимания роли изобразительного искусства. Появляется особое направление — "суровый стиль". Все эти процессы коснулись одесского художественного училища, и условии для этого, при внешней консервативности учебного процесса, было предостаточно. Ведь в училище преподавательский состав всегда состоял из творчески активных художников — они были членами Союза художников, участниками Всесоюзных и Республиканских выставок, творческих командировок, исполнителями серьёзных государственных заказов.
  В начале 60-х появляется тенденция к привлечению творческих сил страны в область промышленности и социального быта. В 1961 году в Москве проходит выставка "Искусство — в быт!". В 1963 году выходит журнал "Техническая эстетика". В вузах страны открываются кафедры "художественного конструирования" — Одесское училище не остаётся в стороне от этих процессов. Уже в 1966 году открывается отделение "художественное оформление", которое и сегодня успешно работает.
  В честь 100-летия со дня основания училища в 1965 году училищу присвоено имя известного советского баталиста, бывшего ученика одесского художественного училища — М. Б. Грекова. К этому времени популярность училища была огромной, приезжали учиться со всех концов страны: Сибири, Дальнего Востока, Якутии, Урала, Белоруссии и др. регионов.
  Программа празднования юбилея отмечает, что 30 апреля 1965 года в училище торжественно открывается музей лучших академических работ учащихся по рисунку, живописи, скульптуре, керамике (свыше 800 работ). С тех пор музей не прекращал свою деятельность и не менял места расположения, хотя экспозиция претерпела значительные изменения. История музейных собраний в училище берет свое начало с момента создания рисовальной школы — она богата событиями, но скупа документальными свидетельствами. Из воспоминаний современников и крайне немногочисленных документов известно, что музейные коллекции до 1965 года в училище существовали. Создавались они с учебно-методической целью и поначалу состояли из произведений и экспонатов художественно-исторической значимости. Современная коллекция состоит из работ учащихся разных лет. Это рисунок, живопись, скульптура, керамика.
  В 1997 году Кабинет Министров Украины издает постановление "Об усовершенствовании высших профессионально-технических учебных заведений". В результате в Одессе ликвидируется шесть учебных заведений, принадлежащих сфере культуры, и создаются новые. Не избежало этой участи и художественное училище. На базе прежнего ОГХУ им. М.Б. Грекова создается Одесское художественно-театральное училище им. М.Б. Грекова, в котором представлены отделения: художественно-педагогическое, театрально-художественное, народно-художественного творчества.
  В настоящее время Одесское художественное училище преобразовано в художественно-педагогическое отделение, но оно сохранило традиционную, исторически сложившуюся, академическую программу и методику обучения, которая является наиболее оптимальной для начинающих осваивать азы изобразительного искусства.
 Русская, а затем советская реалистическая школа доказала за более чем 100 лет существования правильность выбранной методики. Ведь не все становились реалистами, выходя из стен этой школы, но в основе творчества каждого лежала крепкая школа рисунка и твердые навыки выбранного ремесла.  

Адрес: Украина, г. Одесса, ул. Преображенская (бывш. ул. Советской Армии), дом 14/16



 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 08-25-2010Рисуют дети
    Современные художники живут в сегодняшних детях. Именно там они растут, развиваются и проявляют любовь к такому прекрасному явлению как живопись. Важно помочь ребёнку, дать первые уроки рисования и направить талант в нужное русло. Может быть, тогда его картины будут изучать и через 200 лет.
  • 08-06-2010Рисуем красивые пейзажи
    Для этого вы первую очередь нужно уметь замечать красоту природы. Некоторые мастера живописи видят сюжеты сразу, другим приходится искать их. Но в любом случае этому никто не научит, и школа живописи тоже не поможет. Чувство должно исходить от сердца. Прислушайтесь к нему!
  • 07-28-2010Урок рисования карандашом
    Это азы в области рисования. С них всё начинается и только с помощью успешного обучения рисования карандашами можно в дальнейшем заняться живописью и продать свои картины.
  • 06-03-2010Фотография — современный вид искусства
    Художественная фотография родилась совсем недавно по сравнению с живописью. Но она прочно, быстро и повсеместно завоевала себе армию поклонников. Хотя нет, фотоарт вообще ни с кем не воевал, потому как в этом не было необходимости.

10.09.2013-14.08.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-15.08.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-15.08.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...