Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Белорусские художники
2010-10-12 11:36:20

Рущиц Фердинанд

Фердинанд Рущиц

Фердинанд Рущиц


Белорусский и польский живописец, график, театральный декоратор. Родился 10 декабря 1870, г. Богданов под Ошмянами, ныне Воложинский район Минской области.



  В Варшавской национальной художественной галерее, где собраны произведения выдающихся европейских мастеров, одно из лучших мест отведено картине Фердинанда Рущица "Земля". Он написал ее в 1898 году. Тяжелые, налитые дождем, тревожные тучи, кажется, готовы прижать к земле, раздавить пашущего землю, упрямо идущего за волами крестьянина. Но он, сеятель, непобедим. Он точка опоры, он тот, кто способен преодолеть само время.
   Ученик И. Шишкина и А. Куинджи, Фердинанд Рущиц умел тонко чувствовать и передавать саму пульсацию природы. Она, природа, была для него способом рассказать о драматических переживаниях простых людей. Он отлично знал традиции белорусского, русского, польского, французского искусства, некоторое время был увлечен модерном. Однако всегда стремился оставаться самим собой, и в этом ему помогала связь с родной землей, которую он не просто знал, а чувствовал.
   Фердинанд Эдуардович Рущиц родился 10 декабря 1870 года в Богдановке Ашмянского повета Виленской губернии в семье обедневшего шляхтича. Род Рущицей происходил из белорусской православной шляхты, которая в свое время перешла в католицизм. Детство и юность Фердинанда прошло в Минске, где он окончил гимназию и начал заниматься у выпускника Петербургской академии художеств художника К. Ермакова. Отец в это время работал на Либаво-Роменской железной дороге.
   Приехав в Петербург, Рущиц поступил на юридический факультет университета и только в 1891 году подал прошение в Петербургскую академию художеств с просьбой зачислить его вольнослушателем по отделу живописи. Ему посчастливилось учиться у И. Шишкина, а потом у А. Куинджи.
   В своем дневнике Ф. Рущиц писал: "Я показал свои этюды Куинджи. Наверное, он знал, что я ученик Шишкина, во всяком случае, судил он их далеко строже, чем работы других учеников".
   В Академии Фердинанд Рущиц подружился с А. Рыловым и другими учениками, которые исповедовали реализм, обогащенный опытом французских импрессионистов.
   Еще во время учебы Рущица как колориста очень высоко оценил И. Репин. После окончания в 1897 году Академии он долгое время жил в усадьбе Богданово, изредка путешествуя по Белоруссии и России.
   В это время Рущиц создал своеобразную эпическую сагу о судьбе простых людей. Первым в этой серии можно считать полотно "Земля" (1898), вторым - "У костела" (1899), где крестьяне, будто вырастающие из той самой земли, несут в храм свои горести и беды. В 1901 году появилось еще одно полотно - "В свет" - о тех, кто вынужден уходить с обжитых родных мест, искать работу в далеком краю. И, наконец, "Эмигранты" (1902) - продолжение и мощное завершение темы. Даже в пейзажах "Пустырь" или "Старая мельница" чувствуются живые человеческие переживания. Композиции полотен Рущица просты и лаконичны, однако в них всегда есть ощущение реального пространства. Они очень материальны, воздушны. Картины Рущица экспонировались в Варшаве и Петербурге, критики сразу заметили его исключительный дар колориста.
   В 1904 году Рущица пригласили на должность профессора живописи в Краковскую академию искусств. В 1904-1907 годах он был профессором Школы изящных искусств в Варшаве, в 1907-1908 - Краковской академии искусств, а позже - в 1919-1932 - Виленского университета.
   В 1908 году Фердинанд Рущиц вновь приехал на родину, на Беларусь, в усадьбу Богданово, где жил до самой Октябрьской революции. Он писал интерьеры своей усадьбы, многочисленные этюды. В некоторых его работах, таких как "Зимняя сказка", ощущается воздействие модного в то время стиля модерн.
   В это же время Рущиц был занят оформлением спектаклей в Виленском театре Младиевской, где создал декорации к "Лилии Венеде", "Варшавянке" и другим постановкам.
   После революции, которую Рущиц встретил в Богданове, и заключения несправедливого договора с панской Польшей, по которому Западная Беларусь, Западная Украина и часть Литвы были включены в состав Речи Посполитой, Рущиц некоторое время жил в Вильно и принимал участие в возобновлении деятельности Виленского университета, где руководил кафедрой живописи.
   В 1920-1930 годах он являлся председателем комиссии по охране памятников древностей, много ездил по Беларуси, делал зарисовки старинных замков и их руин, оформлял книги и журналы. Считается, что именно Фердинанд Рущиц был инициатором возрождения старинного ремесла изготовления ви-ленских вербочек, которые стали неизменным атрибутом весенних праздников "Казюкас".
   Рисовал он и свою семью, жену, детей. Его рисунки легки и изящны. В 30-е годы, после ликвидации комиссии, Рущиц возвратился в Богданово. Одной из последних его работ была картина "Старые яблони", где деревья с выгнутыми стволами и переплетенными ветвями напоминают людей-мучеников. Это будто символ его последних лет, когда он уже не мог писать правой рукой, но не сдавался, рисовал.
  Умер Фердинанд Рущиц 30 октября 1936 года. Его картины сегодня можно увидеть в Варшаве, Вильнюсе, Минске и многих других европейских городах. В них - судьба одного из самых искренних и мужественных художников XX столетия.

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 09-29-2010«Christie’s» объявил о начале серии распродаж
    Выставлена солидная часть коллекции Макса Палевски (родоначальник современной компьютерной индустрии). В ней присутствуют удивительные произведения искусства!
  • 09-20-2010Гравюры Пабло Пикаcсо никому не затмить!
    На всемирно известном аукционе Sotheby`s, где регулярно выставляются шедевры искусства, был установлен рекорд.
  • 09-17-2010Венера: вариации картины
    За всю историю человечества больше всего картин было написано с образа Венеры. Не говоря уже о таком жанре как скульптура. Такое впечатление, что все виды искусства поклоняются одной богине. Известные картины показывают её обнажённой и прекрасной. Эту живопись хранят самые крупные музеи искусств. Почему же этой фигуре уделяется столь большое внимание?
  • 09-08-2010Рисунки Александра Пушкина
    Пушкин — великий русский поэт. Это знают все. А вот о том, что он вдобавок хороший художник, знают немногие. Конечно, живопись для него была менее интересна. Но всё-таки за свою жизнь он создал весьма интересные рисунки.
  • 09-06-2010Томский художественный музей представил литографии Шагала
    Выставка называется «Библейские сюжеты» и содержит 76 работ из частных коллекций Германии. Эту серию впервые увидят в расширенном виде. Многие не были показаны раньше нигде!

10.09.2013-15.08.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-15.08.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-15.08.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...