Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля


Новости партнеров


  • Белорусские художники
2010-10-12 14:30:56

Сутин Хаим

Хаим Сутин

Хаим Сутин


Белорусский художник. На аукционах "Кристи" в начале 90-х годов цены на работы Сутина измерялись миллионами долларов. В числе его поклонников (и счастливых обладателей его картин) - Изабелла Росселлини, семья Чаплина, семья издателя Галлимара, потомки Шагала, Фрэнсис Форд Коппола.



  В центре Парижа на Монмартре стоит памятник, невысокому человеку в надвинутой на глаза шляпе с обвисшими полями. Он идет засунув руки в карманы пальто, раздуваемого ветром. Это художник Хаим Сутин.
   Хаим Сутин, родился в 13 января 1893 года в деревне Смиловичи в семье нищего портного, и без того обременённого десятью детьми. 
   Родители, конечно, мечтали в будущем видеть мальчика раввином, портным, или, на худой конец, сапожником, а он рисовал на стенах углем, воровал у матери кухонную утварь, чтобы продать ее и на вырученные деньги накупить себе цветных карандашей. По-своему желая мальчику добра, домашние старались, как могли, отбить охоту, причем отбить в буквальном смысле этого слова, от нелепого и греховного занятия, но страсть Сутина к рисованию не смогли победить ни побои, ни ругань домашних. И родители, наконец, сдались, устроив строптивца ретушером к минскому фотографу. 
   В Минске Сутин дебютирует как портретист. Дебют этот ему дорого обошелся и круто изменил дальнейшую судьбу. Сутин написал портрет раввина, а его сын, пришел в бешенство, оттого что был нарушен запрет на изображение всего, «что имеет душу». Он избил мальчика так жестоко, что Хаим попал в больницу, а мясника суд заставил заплатить 25 рублей за нанесенные побои. По иронии судьбы, именно эти деньги позволили Сутину уехать из Минска в Вильно, чтобы учится в художественной школе. 
   В Вильно у художника появился покровитель, известный адвокат, он обратил внимание на рисунки талантливого юноши и дал Хаиму рекомендательное письмо в Виленское иудаистское общество поощрения художеств. А уж там Сутина убедили ехать в Париж - учиться на художника. Для еврейских художников, той поры другой дороги не было: художественные центры России были закрыты для них чертой оседлости. Вот и оставался только путь на запад.
   В июле 1912, без денег, голодный и оборванный, Хаим Сутин прибывает в Париж и отправляется прямиком в «Улей», в знаменитое общежитие и странноприимный дом для художников-бунтарей со всего света. Просто выжить в эти первые месяцы в Париже, уже было подвигом для 19- летнего, стеснительного и молчаливого увальня, явившегося из своего лесного, медвежьего угла, и не говорившего ни по-французски, ни, толком, по-русски. Спасла его, наверно, лишь фанатичная страсть к живописи, иначе он просто сошел бы с ума. Сутин провел в «Улье» семь или восемь лет жизни. Пытаясь заработать на хлеб, Сутин устраивался работать грузчиком, декоратором, чернорабочим, натурщиком, но его отовсюду выгоняли за полную неспособность. 
   В 1915 году в жизни Сутина происходит событие огромной важности: он знакомится с Амадео Модильяни. Подружились они мгновенно. Многим этот союз казался странным, непонятно что могло быть общего у блестяще образованного красавца и денди с немытым грязнулей из нищей российской провинции, а сроднила их общая страсть к искусству. 
   Модильяни пристроил бездомного Сутина в мастерскую к скульптору, еврею из России, Оскару Мещанинову. Тот был человеком необычайно добрым, и Сутин впервые в жизни почувствовал себя в его мастерской как дома, и, наконец-то у него появились все условия для работы. Модильяни восхищался Сутиным, считал его гением и познакомил Хаима со своим ангелом-хранителем - Леопольдом Зборовским. Збо, он оценив талант Сутина, взял художника под крыло и отправил его отдохнуть и поработать на юг Франции, а потом экспонировал картины молодого художника у себя в галерее.
   Сутин, по выражению Шолом-Алейхема, был экспертом по голоду. Мемуаристы вспоминают, как неистово колотил он по ночам в двери своих соседей по «Улью», требуя хоть куска хлеба. Чтобы так написать «Натюрморт с селедкой», нужно было иметь за спиной многие поколения предков, для которых селедочка на обеденном столе была предметом мечтательного вожделения.
   Художник Талов, живший одно время с Сутиным в его мастерской, вспоминал, как тот писал натюрморт с селедками. «Прежде чем съесть принесенную из лавки снедь, он принимался за натюрморт и мучился, разрываемый голодом, пожирая ее лишь глазами, не позволяя себе к ней притронуться, пока не закончит работу. Он становился бесноватым, слюни текли у него при мысли о предстоящем «королевском обеде». 
   Картины Сутина тревожили и завораживали зрителей, а палитра несла в себе такой пламень, такую необузданную страсть, что не возможно было остаться равнодушным. 
   После смерти Модильяни в 1920 году, потеряв единственного друга, Сутин живет очень замкнуто и одиноко, не доверяя никому, кроме Зборовского. Он ненавидел маршанов, выставки и отказывался отдавать куда-либо свои картины. Художник был уверен, что рано или поздно они и так найдут своих поклонников и покупателей. 
   Так и произошло. Альберт Барнс увидел в галерее Зборовского картины Сутина, приобрел их для своей коллекции и в дальнейшем Сутин уже никогда не знал нужды, находясь под покровительством знаменитого коллекционера из США. 
   В 1927 году в Париже состоялась первая выставка Хаима Сутина, затем прошли с большим успехом выставки художника в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. В 1929 году была опубликована первая книга о творчестве художника. Став богатым человеком, Сутин не превратился в буржуа: внутренняя жизнь мало изменилась, та же «духовная жажда» и боль сжигают его. Жизнь его полна страдания и страшных предчувствий мировой кровавой бойни, и только живопись помогает, осмыслить и преодолеть эту боль. 
   Начало войны застает художника в Париже. Ему предлагают уехать в США, но он, вопреки здравому рассудку остается и даже пытается в 1939 году записаться добровольцем на фронт. Его не берут по состоянию здоровья. Начавшаяся бойня войны, бойня, закружившая и унёсшая любимую женщину и многих его знакомых, обострила в нём и без того болезненное переживание смерти. 
   На его работах вновь и вновь возникают окровавленные, вывернутые наизнанку бычьи туши, беспомощные связанные за ноги, висящие вниз головой, птицы, рыбы с разорванными в крике ртами. Все это жертвы, неумолимой «целесообразной», насильственной и механической смерти. 
   Сродни трагическим натюрмортам и его портреты и пейзажи. В них появляется такая деформации модели, такой тревожный кроваво-красный цвет, что глядеть на это становится страшно, становится понятно, что это уже обреченная натура. 
   Искусствовед М. Герман так пишет о работаххудожника: «На пейзажах Сутина под безжалостным, не знающим передышки, ураганным ветром деревья корчатся на ветру и беспомощно вертят растрепанной листвой. Бешеный ветер обрушивается на мир его героев, бугря и землю, накреняя дома, стаскивая людей со стульев, перекашивая и закручивая в спираль страдания человеческие лица. В его картинах аккуратные французские пейзажи, лишаются привычного обличья: дома, земля, деревья искривляются и срываются со своих мест. Из картины в картину повторяется этот навязчивый мотив подневольного, насильственного движения». 
   В 1941 году Сутин пытается записаться добровольцем в армию, и ему вновь отказывают. Весной 1941-го друзья, спасая Сутина от преследования фашистов, снабдили его фальшивыми документами и помогли укрыться в маленьком городке в Нормандии. 
  Гибель художника произошла в духе мрачного гротеска, что мерещится в его картинах. Резко обострилась язва желудка и художнику потребовалась срочная операция. Хаима окольными путями повезли из Нормандии в Париж к хирургу согласившемуся вопреки запретам властей, сделать операцию еврею. Он скончался от перитонита в августе 1943 года, когда его умирающего, тайно перевозили в Париж, спрятав в траурном катафалке. Его похоронили в Париже по фальшивым документам на кладбище Монпарнасс. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 09-29-2010«Christie’s» объявил о начале серии распродаж
    Выставлена солидная часть коллекции Макса Палевски (родоначальник современной компьютерной индустрии). В ней присутствуют удивительные произведения искусства!
  • 09-20-2010Гравюры Пабло Пикаcсо никому не затмить!
    На всемирно известном аукционе Sotheby`s, где регулярно выставляются шедевры искусства, был установлен рекорд.
  • 09-17-2010Венера: вариации картины
    За всю историю человечества больше всего картин было написано с образа Венеры. Не говоря уже о таком жанре как скульптура. Такое впечатление, что все виды искусства поклоняются одной богине. Известные картины показывают её обнажённой и прекрасной. Эту живопись хранят самые крупные музеи искусств. Почему же этой фигуре уделяется столь большое внимание?
  • 09-08-2010Рисунки Александра Пушкина
    Пушкин — великий русский поэт. Это знают все. А вот о том, что он вдобавок хороший художник, знают немногие. Конечно, живопись для него была менее интересна. Но всё-таки за свою жизнь он создал весьма интересные рисунки.
  • 09-06-2010Томский художественный музей представил литографии Шагала
    Выставка называется «Библейские сюжеты» и содержит 76 работ из частных коллекций Германии. Эту серию впервые увидят в расширенном виде. Многие не были показаны раньше нигде!

10.09.2013-15.10.2018
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-15.10.2018
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-15.10.2018
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...