Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля

12.03.2016
Симпозиум, выставка в Германии. Поддержи проект "Спокуса".
Далее...

07.07.2015


Стоимостью больше $1 000 000
Далее...

17.04.2015


Сегодня, 16-го апреля, в Николаеве открылась выставка «Спокуса – избранное», на которой представлены 55 работ 43-х лучших художников страны.
Далее...

07.04.2015


Приглашаем посетить выставку работ, участников проекта "Спокуса 2015".
Открытие состоится 16 апреля 2015 в Муниципальном выставочном зале г. Николаева в 16-30,
по адресу: ул. Никольская 54.
Далее...

10.03.2015


- за художественный цикл "Земля моих отцов" и иллюстрации к произведениям Н. Гоголя.
.
Далее...



Новости партнеров


Сергей и Вячеслав Савельевы — необыкновенно талантливые художники. Они используют ручки и карандаши, чтобы создавать свои захватывающие каракулевые шедевры.
Далее...

Магниты и их свойства привлекают любознательных людей с самого детства. А школьные уроки физики раскрывают много тайн. Почему земля это магнит? Почему птицы и черепахи пользуются магнитными полем как навигатором? Почему большим магнитом можно сделать из обычной жестянки компас?
Далее...

Летом откроется новое арт-пространство на отреставрированной крыше здания Cite Radieuse в Марселе, созданного знаменитым французским архитектором Ле Корбюзье.
Далее...


Удивительное живописное место для работы художников, фотографов и просто для уединения с природой.
Продажа картин и фотографий
Сайт: photo-painting.net
  • Статьи
Главная >> Статьи >> Шедевр живописи «Запорожцы»: история создания
2010-09-06 15:45:00

Шедевр живописи «Запорожцы»: история создания

Шедевр живописи. Запорожцы

Шедевр живописи. Запорожцы


Илья Репин писал картины очень вдумчиво. Истории неизвестно ни одной работы, которая вышла из-под его руки стремительно. Его полотна создавались исключительно путём кропотливого труда. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» была написана за 10 лет творчества. Но вряд ли художник догадывался о том, какую популярность обретёт его произведение.



  А началось всё с того, что был найден оригинал самого письма. Впрочем, во времена казаков это было просто письмо, а сейчас — исторический документ. Его копия попала в руки этнографа Якова Новицкого. Тот передал её своему другу Дмитрию Яворницкому. Последний как-то раз зачитал текст письма вслух при гостях в своём доме. 

  Собственно, вот текст обращения к запорожцам турецкого султана:

Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашими нападками не заставлять беспокоиться.

 Султан турецкий Мухаммед IV.


   А вот ответ казаков:

Запоріжські козаки турецькому султану!

Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товариш, самого Люцеперя секретар. Якiй ти в чорта лицар, коли голою сракою їжака не вб`єш! Чорт висирає, а твоє вiйсько пожирає. Не будеш ти, сукiн ти сину, синiв христiянських пiд собой мати, твойого вiйска ми не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распройоб твою мать. Вавилоньский ты кухар, Макидоньский колесник, Іерусалимський бравірник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египту свинар, Армянська свиня, Подолянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецький кат, і у всего свiту i пiдсвiту блазень, а нашого Бога дурень, самого гаспида онук и нашого хуя крюк. Свиняча морда, кобиляча срака, різницька собака, нехрещений лоб, мать твою в`йоб! От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Тепер кончаємо, бо числа не знаємо i календаря не маємо, мiсяць у небi, рік у князя, а день такий у нас, який i у вас, за це поцілуй в сраку нас!

 Пiдписали: Кошовий отаман Іван Сірко зо всiм кошем Запоріжськiм


Среди гостей Яворницкого оказался известный художник Илья Репин. Он загорелся идеей написать картину на эту тему и стал работать. В течение десяти лет Репин ездил в пригород Днепропетровска. Там он встречался с Яворницким и делал многочисленные эскизы. Оттуда же были взяты несколько персонажей для будущей картины.

 Например, один из весьма колоритных персонажей срисован с художника Ивана Францевича Ционглинского, преподавателя рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств, активного участника питерского творческого объединения «Мир искусства». Точнее, он был Яном Францевичем, так как родился в Варшаве, и по национальности, оказывается, был поляком, однако, всё-таки составил компанию запорожцам.

А вот красавец с благородными чертами лица и вполне интеллигентной усмешкой — не кто иной, как внучатый племянник известного русского композитора М.И. Глинки. А нашёл Репин молодого человека в Петербурге — в те времена Глинка был камер-пажем. 

Высокий казак с повязкой на голове — это одесский художник Николай Дмитриевич Кузнецов. Шутник, силач, академик Академии художеств, профессор, руководитель класса батальной живописи в Академии. Кузнецов водил дружбу со всей Одессой, был учредителем Товарищества южнорусских художников в Одессе и Одесского литературно-артистического общества. Кстати, пусть вас не вводит в заблуждение его одесское происхождение и русская фамилия — по национальности он был греком. Эта сладкая парочка — Глинка с Кузнецовым — по замыслу художника должны были представлять собой хрестоматийные образы Андрия и Остапа.

Беззубый сморщенный дедок с люлькой был срисован Репиным со случайного попутчика на пристани города нынче Запорожье. Имени его история не сохранила, но его образ запечатлён художником на долгие годы существования картины.

Типичный бурсак, подстриженный под макитру, и не успевший ещё отрастить усов — художник Порфирий Демьянович Мартынович. Обучался в Академии художеств, владел, кстати, филигранной графикой, но из-за болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. А персонажа «Запорожцев» он писал не с живого Мартыновича, а с гипсовой маски, снятой с лица молодого художника. И ещё более забавно — когда с него живого снимали маску, усмехнулся, и усмешка так и осталась на маске. Так её Репин и срисовал.

Для хмурого типа с сумеречным взором позировал ни кто иной, как Василий Васильевич Тарновский, украинский коллекционр и меценат, владелец известного имения Качановка. Был, кстати, по совместительству предводителем дворянства Борзнянского и Нежинского уездов Черниговской губернии. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей казацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. 

На картину попал не только В.В. Тарновский, но и его кучер, Никишка. Здесь он являет собой образ казака Голоты. Репин, будучи восхищен Никишкиными щербатостью, одноглазостью, нетрезвостью и смешливостью, успел его зарисовать, когда они вместе с Тарновским переправлялись через Днепр на пароме. 

Сам атаман — тогдашний кошевой Сечи, Иван Дмитриевич Сирко — одна из центральных фигур картины. Художник долго искал для него подходящий образ. Остановился на генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии — киевском генерал-губернаторе. Герой русско-турецкой войны, шутник, весельчак и балагур, М.И. Драгомиров был необыкновенно популярен среди киевлян. О нём ходили легенды, самая известная из которых — классическая история с телеграммой, посланной самолично императору Александру: «Третий день пьём здоровье Вашего Величества». В общем, генерал, как и И.Д. Сирко, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра. Возможно, это и подтолкнуло Репина к тому, чтобы именно его выбрать центровой моделью. 

А вот персонаж, изображающий татарина, рисовался, действительно, со студента-татарина. Но, прошу обратить внимание, не все черты лица у него татарские. Прекрасные белые зубы были «позаимствованы» художником с черепа козака-запорожца, найденного на раскопках возле Сечи. В общем, хороши были наши предки — пальца им в рот не клади!

Для толстяка, который должен был изображать ещё одного хрестоматийного персонажа — Тараса Бульбу — прототипом оказался профессор Петербургской консерватории Александр Иванович Рубец. Несмотря на то, что Александр Иванович жил и работал в Питере, родом он был из Стародуба, являлся потомком польского шляхетского рода. Рубец был талантливым музыкантом и педагогом, прекрасно играл на многих инструментах, включая фортепиано и бандуру. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен ещё ждёт своей публикации...

Из-за Рубца-Бульбы уныло выглядывает худой, высокий длинноусый казак. Это ещё один музыкант. Солист Мариинского театра, Фёдор Игнатьевич Стравинский. Кстати, отец известного композитора Игоря Стравинского. Между прочим, Ф.И. Стравинский был ещё и хороший художник, и в свое время долго колебался — куда поступать: в консерваторию, или в Академию художеств. Любовь к музыке победила, но и во всяких художествах Федор Игнатьевич был замечен — даже в «Запорожцах». 

А владелец обширной лысины и «трёхэтажного» затылка — не кто иной, как Георгий Петрович Алексеев. Личность, надо сказать, уникальная. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почётный гражданин города Екатеринослава, страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Однако Алексеев с негодованием отверг предложение художника позировать ему в столь неприглядной позиции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади, и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе. Георгий Петрович, узнав себя уже в Третьяковке, был очень обижен на обоих, но делать было нечего... 

Полуголый запорожский вояка и картёжник — это приятель Репина и Яворницкого, педагог народной школы, Константин Дмитриевич Белоновский. Впрочем, картёжником он был лишь по сюжету картины, а вовсе не в жизни. Кстати, именно потому, что сей персонаж должен являть собой образ не только воина, но и любителя азартных игр, он изображен с голым торсом. При серьёзной игре казаки снимали рубашки, чтобы не прятали карты за пазуху и в рукава.

Ещё один центральный персонаж картины: писарь, он же Дмитрий Иванович Яворницкий, собственной персоной. Репин не мог не изобразить его на картине! Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции, оружия и прочей казацкой атрибутики. И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Между прочим, усмешку, которая запечатлена на картине, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Но у Репина нашёлся журнал с карикатурами, который он подсунул Яворницкому. Тот, просмотрев несколько страниц, заулыбался, и в таком виде попал в окончательный вариант картины. 

Мало кто в курсе, что у знаменитой картины есть двойник. В 1893 году художник начал делать второй вариант «Запорожцев». Зачем — непонятно. Говорят, что Репина стали упрекать в исторической недостоверности первого варианта. И автор вроде бы и поддался замечаниям, но картину так и не завершил. Тем не менее, эта копия сегодня хранится не где-нибудь, а в Третьяковской галерее.

Вот так и получилась своеобразная украинская живопись, автор которой — великий русский художник. Даже если бы во времена Сечи уже существовал мир фотографий, эта картина явно смотрелась бы лучше. К сожалению, исследователям пока что не удалось опознать всех персонажей, изображенных на картине. Так что осталось ещё несколько неразрешённых вопросов.



 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 07-14-2010Известные художники (женщины)
    Как-то получилось, что в основном знамениты такие имена как Дали, Рафаэль или Шагал. А вот художницы остаются в тени. Это явно незаслуженно! Женская половина человечества тоже сделала весомый вклад в изобразительное искусство.
  • 06-15-2010Художественный музей откроет параллельные миры!
    Галерея частных коллекций «ID», находящаяся в Латвии, любезно предоставила возможность сделать выставку из своей коллекции. Зрителям предстанет избранная и редкая графика 19-21 веков.
  • 09-13-2010Джоконда по-русски
    Леонардо да Винчи безусловно создал великий шедевр искусства. После него многие пытались создать нечто похожее. А уж картины в копиях размножились по всему миру. Однако в России тоже есть художники, которым под силу сделать оригинальное и красивое полотно.
  • 08-12-2010Написать картину под водой? Легко!
    Украина может гордиться своими творческими людьми. Это доказал молодой художник, который своими силами и способностями свершил невероятное. Зато теперь его имя и фамилия записаны в Книгу Рекордов Гиннеса.
  • 07-19-2010Джоконда открыла свои тайны!
    Всемирно популярная картина Леонардо Да Винчи была подвергнута анализу. Чтобы приоткрыть завесу секретов, которые хранит великое полотно, учёным пришлось работать быстро!
  • 06-17-2010«Даная» изуродована...25 лет назад
    Своеобразный юбилей — ровно четверть века тому назад картина Рембрандта подверглась покушению. Шедевр искусства чудом удалось спасти, сохранить и отреставрировать!

10.09.2013-20.08.2017
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-20.08.2017
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-20.08.2017
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...