Международное творческое объединение
Логин    
Пароль  
Восстановление пароля

12.03.2016
Симпозиум, выставка в Германии. Поддержи проект "Спокуса".
Далее...

07.07.2015


Стоимостью больше $1 000 000
Далее...

17.04.2015


Сегодня, 16-го апреля, в Николаеве открылась выставка «Спокуса – избранное», на которой представлены 55 работ 43-х лучших художников страны.
Далее...

07.04.2015


Приглашаем посетить выставку работ, участников проекта "Спокуса 2015".
Открытие состоится 16 апреля 2015 в Муниципальном выставочном зале г. Николаева в 16-30,
по адресу: ул. Никольская 54.
Далее...

10.03.2015


- за художественный цикл "Земля моих отцов" и иллюстрации к произведениям Н. Гоголя.
.
Далее...



Новости партнеров


Сергей и Вячеслав Савельевы — необыкновенно талантливые художники. Они используют ручки и карандаши, чтобы создавать свои захватывающие каракулевые шедевры.
Далее...

Магниты и их свойства привлекают любознательных людей с самого детства. А школьные уроки физики раскрывают много тайн. Почему земля это магнит? Почему птицы и черепахи пользуются магнитными полем как навигатором? Почему большим магнитом можно сделать из обычной жестянки компас?
Далее...

Летом откроется новое арт-пространство на отреставрированной крыше здания Cite Radieuse в Марселе, созданного знаменитым французским архитектором Ле Корбюзье.
Далее...


Удивительное живописное место для работы художников, фотографов и просто для уединения с природой.
Продажа картин и фотографий
Сайт: photo-painting.net
  • Статьи
Главная >> Статьи >> Живопись в истории
2010-09-15 16:59:31

Живопись в истории

В. Серов. Пётр I

В. Серов. Пётр I


Современные художники почти забыли о таком жанре. Тем не менее он существует, и до сих пор находятся смельчаки, которые пишут картины на исторические темы. Таким образом они показывают своё виденье событий или просто оттачивают свои художественные приёмы.



  Традиционные исторические картины обычно выполнены в добротной реалистической манере, что не исключает некоторой сказочности. Получается, что они похожи на книжные иллюстрации. Художники буквально реконструируют время, изучают историю костюма, оружия и всех прочих нюансов того времени. Исторический жанр включает также изображения недавних событий, если их историческое значение признано современниками. Основные виды произведений: картины, росписи, рельефы, графика и скульптуры. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Эволюция жанра во многом обусловлена развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных конфликтов в досоциалистических обществах, с ростом классового и национального самосознания, со стремлением воплотить в искусстве передовые общественные идеалы. В жанре часто находили художественное выражение драматические столкновения исторических сил, взгляд на народ как на активную движущую силу истории, события классовой и национально-освободительной борьбы.
   Историческая живопись в её современном виде сформировалась вместе с развитием научных воззрений на историю (полностью лишь в 18—19 веков), но многие его особенности сложились значительно раньше. Зачатки известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племён соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события воплощались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. д.), либо в циклах полулегендарных сцен, повествующих главным образом о подвигах правителя или его войска (рельефы или фрески на темы битв, походов, путешествий). В Древней Греции представления о пережитых событиях, как правило, облекались в мифологические образы, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных героев — образцов гражданской доблести. С распадом мифологических устоев мировоззрения стало возможным и драматическое изображение недавнего события с реальными героями. Связь древнеримских исторических рельефов с идеями могущества государства проявилась в композициях, прославляющих военных триумфаторов, и в документальных повествовательных фризах, где роль символических и мифологических фигур незначительна.
    В средневековой Европе, где господствовал теологический взгляд на историю, религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальные события изображались редко и условно. С ростом национального самосознания связаны исторические сюжеты в русских иконах. Например, «Битва суздальцев с новгородцами», 15 век, «Церковь воинствующая», после 1552 года. Чаще изображения историко-батального и историко-бытового характера встречаются в искусстве Азии. В Китае ещё в эпоху Хань с яркими подробностями изображались битвы и походы. Черты исторической действительности отражаются в средневековых росписях и рельефах Индии, Индонезии, Бирмы, Камбоджи. Историко-бытовые сюжеты появились с 7 века в китайской, с 11—12 веков — в японской живописи, с 15—16 вв. — в миниатюрах Азербайджана, Ирана, Средней Азии, Индии.
   Собственно, историческая живопись начала складываться в эпоху Возрождения в Европе. В Италии фрески на темы актуальных событий были уже в 14 веке средством пропаганды общественных идей. В 15 — начале 16 вв. создавались многофигурные композиции с изображением битв, торжественных событий современной жизни. Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к прошлому (в основном античному) как к героическому идеалу, образцу для современности. Во Франции миниатюры Ж. Фуке, С. Мармиона свидетельствовали о пробуждении интереса к достоверному воплощению исторических событий. В 16 веке итальянские лучшие художники Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан прославили человека как героя истории, представляя исторические сюжеты в идеальном, вневременном плане. В картинах Якопо Тинторетто впервые героем стала людская масса с её драматическими судьбами. Известны и анонимные картины 16 в. с острыми политическими сюжетами.
     В 17—18 веках академизм выдвинул живопись по историческим событиям на первый план, понимая его как высокое искусство. Оформился и тип многофигурной торжественной по своему строю исторической картины. Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в облике античных полководцев. Для искусства 18 века характерны и эффектные декоративные решения исторических тем. Широко распространялись гравюры исторического содержания. Прогрессивные искания связаны с творчеством крупнейших художников 17 века. Н. Пуссен создал полные общественно-этического пафоса образы благородных античных героев. Д. Веласкес с глубокой исторической объективностью представил конфликт противоборствующих сил — феодальной Испании и буржуазной Голландии. П. П. Рубенс свободно соединял историческую реальность с фантазией и аллегорией в полных жизни и движения парадных историко-аллегорических композициях. Рембрандт воплотил воспоминания о героике нидерландской революции в сцене выступления стрелков в поход и в легендарном драматическом эпизоде освободительной борьбы батавов. В России историческая живопись стала развиваться в 1-й половине 18 века, с появлением русского светского искусства и исторической науки. Сочетанием патриотической патетики, торжественной праздничности и документальной точности отмечены гравюры А.Ф. Зубова, батальные картины, приписываемые И.Н. Никитину, рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны, исполненные при участии Б.К. Растрелли, мозаика мастерской М.В. Ломоносова «Полтавская баталия».
    Во 2-й половине 18 века, в эпоху Просвещения, возрастает идеологически-воспитательное значение исторической живописи: поступки древних или средневековых героев воспринимаются как урок общественной морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требования натуральности, точности деталей. Накануне Великой французской революции строгие, мужественные картины главы революционного Классицизма Ж.Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идеалов борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга, прозвучали как призыв к борьбе. В годы революции Давид в героически приподнятых образах воплотил её актуальные события. Дальнейший ход политической жизни Франции определил культ отважного воина, сильной личности, прославление Наполеона и его армии. Отечественная война 1812 привлекла внимание русских художников к героическим подвигам исторических деятелей и простых людей прошлого и современности. Война за независимость в Северной Америке 1775—83 стимулировала в искусстве США демократизацию исторической живописи, стремление к жизненному, достоверному изображению событий.
    Трагические аспекты отразились в живописи начала 19 века. Бушевали революционные битвы и сопротивления народов наполеоновской агрессии. В живописи и графике Ф. Гойи вольнолюбивому порыву народных героев противостоит беспощадное, жестокое насилие. Прогрессивные французские романтики Т. Жерико, Э. Делакруа, А.Г. Декан внесли духом протеста против несправедливости и беззакония, страстным, темпераментным восприятием драматических противоречий и конфликтов как современности, так и прошлых эпох. Пафосом революционной романтики овеяны картина «Свобода, ведущая народ» Делакруа (1830), горельеф «Марсельеза» Ф. Рюда (1833—36), композиции О. Домье на темы классовых боев. Ярко выразительны здесь и аллегорические фигуры, и типичные характеры участников революционных битв. 
    Многочисленны были и группы консервативных романтиков, искавших в средневековом прошлом свой исторический и эстетический идеал. Идеями воскрешения средневекового искусства руководствовались немецкие Назарейцы и позже английские Прерафаэлиты. Сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали немецкие художники дюссельдорфской школы. Но особенную популярность получили картины П. Делароша, с мелодраматическими сюжетами и обилием бытовых деталей. 
    В середине 19 в. бурное развитие обращенного к современности реалистического искусства на время снизило интерес к большой исторической картине. Характерно распространение историко-бытовых картин, где воссоздавались «колорит эпохи», повседневная жизнь в точных деталях. Новый тип исторической картины создал А. Менцель, который как бы проникал взглядом в жизнь отдалённой эпохи, убедительно воскрешал характеры и нравы времени Фридриха II. Идеи национального возрождения, освободительной борьбы питали живописцы Я. Матейко, М. Алеш, Я. Чермак, Т. Аман, М. Мункачи. Они представляли романтические традиции, интерес к острым, кризисным ситуациям и к сильным, ярким характерам сочетались с реалистическим изображением конкретных условий жизни народов.
   С 1860 года, с ростом демократического движения и развитием исторической науки, начинается подъём русского русской исторической живописи. Были и мелодраматические картины, вызывавшие сочувствие к жертвам насилия, и развлекательные «костюмные» изображения древнерусского быта, и салонно-академические античные сцены. Набирал силу расцвет демократического реализма. Он определялся широким интересом художников к отечественной истории, к её драматическим противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам не только крупнейших исторических деятелей, но и народных масс. Вслед за В.Г. Шварцем, передвижники и скульптор М.М. Антокольский утвердили убедительность и достоверность психологических и бытовых характеристик, внимание к драматическим социальным коллизиям, критичность, обличительные тенденции. Особой эмоциональной силы достиг И.Е. Репин в изображении трагедии деспотического произвола и могучего вольнолюбия народа. История народных масс стала центральной темой творчества В.И. Сурикова. Показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, он запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзажи, художественные особенности быта. Эпический, былинный дух русской древней истории воскрешал В.М. Васнецов, облик московской старины разных эпох — А.М. Васнецов. К истории войн, к судьбе их рядовых участников обратился В.В. Верещагин.
   К концу 19 в. стал обозначаться поворот к символически-обобщённым, приподнятым над бытовой конкретностью образам. Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пювиса де Шаванна, Ф. Ходлера. В русском искусстве усиливаются лирическое переживание прошлого, интерес к историческому колориту, духовной атмосфере эпохи. В картинах А.П. Рябушкина, С.В. Иванова, В.А. Серова русский старинный быт изображен с глубоким лиризмом и с заострённой характерностью, подчас с чертами сатирического гротеска. Графики организации «Мир искусства» противопоставляли современности причудливое своеобразие старины, в которой видели источник красоты и поэзии.
    В конце 19 — начале 20 веков входит тема революционной борьбы, движений пролетариата и крестьянства. Отказываясь от спокойной обстоятельности повествования, многие художники 20 века, борющиеся за гуманистические идеалы, придают своим историческим произведениям прямое политическое современное звучание, обращаются к показу резко обнажённых классовых противоречий, прибегают к гротеску, к социальной сатире, к острой трагической экспрессии. Наряду со сложными условно-символическими формами определяется тяготение к отчётливости политических идей, свойственной плакату.
    Советскому искусству присущи объективность и историческая конкретность изображения событий, взгляд на них с позиций партийности, марксистско-ленинского понимания ведущих закономерностей истории в её революционном развитии, раскрытие роли народа как творца истории. В советском искусстве сложилась и заняла почётное место историко-революционная тематика. В первые годы Советской власти революционные события находили часто символико-аллегорические воплощение. Рост политического сознания художников, успехи революционного преобразования страны, путь искусства к социалистическому реализму определили появление этапных произведений советской живописи. 
    Великая Отечественная война побудила художников обратиться к событиям мужественной борьбы советского народа против фашизма и к героическому прошлому народов СССР. В послевоенные годы художники посвящают свои произведения В. И. Ленину и революционной истории страны, подвигам советских людей в борьбе за победу социализма, выдающимся деятелям и безымянным героям истории. 
   Историческая живопись в искусстве других социалистических стран посвящена эпизодам национальной истории. Иногда важно не то, что хотел показать художник, а то, что «само показалось». Сами авторы многочисленных картин порой удивлялись, если получалось намного лучше и необычнее, чем они себе представляли. 

Галерея:


 Комментарии

  Добавить комментарий
  Имя   Город
  0 из 500 символов
Введите код
«Комментарии, содержащие спам, флуд, нецензурную лексику, разжигающие расовую и национальную рознь, свержению конституционного строя и т.п. – УДАЛЯЮТСЯ без предупреждения»

Читать также

  • 09-20-2010Искусство может быть наивным
    Изобразительное искусство обычно рассматривают в серьёзном ключе. Но ему иногда присуща доля наивности. Только почему-то искусствоведы часто называют направление "наивное искусство" примитивным. Мол, отсутствует художественное образование. На самом деле такая точка зрения ошибочна.
  • 09-10-2010Готика онлайн
    Картины в готическом стиле очень популярны сегодня. Вообще готика сама по себе находит своё место среди всех видов искусства. Изобразительное искусство — не исключение. Секрет прост — в готическую живопись художники добавляют загадочность.
  • 08-09-2010История мозаики
    Как приятно наблюдать изображение, сложенное из кусочков. Мозаика своими руками - дорогого стоит! В неё нужно вложить очень много сил и прибавить королевское терпение. Даже если рисунок получается не столь красочным, в нём присутствует настоящий дух творчества. Чувствуется, что его создали настоящие мастера искусства!
  • 07-28-2010Граффити: искусство или хулиганство
    Художники этого стиля бомбят стены городов художественным образом! «Бомбить» — на их сленге означает рисовать. Многие считают граффити неотъемлемой частью рэп-культуры. Другие кричат, что это просто молодёжное безобразие. И то, и другое не соответствует истине.
  • 07-28-2010Пин-ап — искусство плаката
    Эта модная графика (а точнее — её модное направление) обязана своим появлением на свет компании Coca-cola. Факт странный, но именно к этому склоняются большинство исследователей этой области. История искусства пополнила свои страницы новым термином в первой половине 20 века.
  • 06-21-2010Что такое поп-арт?
    Споры о том, что же из себя представляет поп-арт, возникли сразу после его появления и не утихают до сих пор. С одной стороны всё просто — это популярное искусство (англ.). С другой — сложнее, потому как спустя полвека это превратилось в настоящее движение со своими признаками и почитателями.
  • 06-18-2010Шаржи по фото: происхождение, история, основы
    Изображение человека может быть смешным не только из-за особенностей его внешности, но и благодаря кисти художника. Черты выделяются и получается новый шедевр искусства...или герой для комиксов.
  • 06-18-2010Этот волшебный Боди-арт
    Живопись по телу совмещает в себе все черты, присущие искусству изображения прекрасного. По названию этот вид изобразительного искусства сравнительно новый. Но завлекает себе всё больше и больше поклонников.
  • 05-18-2010Современная живопись
    С тех пор как изобразительное искусство широко распространилось, в нём стали появляться определения стилей. Иногда один из них становился популярным среди коллекционеров и самих художников. Какие же стили модны в современной живописи?
  • 09-29-2010Живопись Поднебесной
    Китайская живопись неординарна. Художественные приёмы в этой стране полны философских нюансов. Вклад в изобразительное искусство очевиден. Эти факты заставляют присмотреться к живописи китайских мастеров более пристально.

10.09.2013-24.10.2017
В канун 20 летнего юбилея ТО "Спокуса" проводит очередные пленеры
Далее...
29.05.2013-24.10.2017
Мы анонсируем новый проект Александра Уса "Я тут живу". Целью данного проекта является популяризация лучших живописных мест, городов, отдельных уголков, людей, составляющих образ страны, в которой я живу - Украины.
Далее...
11.01.2012-24.10.2017
Формируется группа для путешествию по Непалу. В сентябре 2013 года.
Присоединяйтесь. Справки по тел. 050 645 15 81. Стоимость от 1700 дол. США.
Далее...

Новости партнеров



Абстракционизм, автопортрет, блик, граффити, групповой портрет, движение, декоративность, динамика, жанр, импрессионизм...
Далее...

Интеръер, колорит, композиция, контраст, контур, кубизм, манера, масляная живопись, модель, модерн, натура, натюрморт, неоимпрессионизм, неоклассицизм...
Далее...

Ню, нюанс, основные цвета, оттенок, палитра, панно, пастель, пейзаж, пленэр, поп-арт, портрет, постимпрессионизм, ракурс, рама...
Далее...

Сентиметализм, силуэт, соц-арт, сюрреализм, темпера, фактура, фовизм, фреска, футуризм, штрих, экспрессионизм...
Далее...